Работа в рамках ФГОС

 

Рекомендации по формированию коммуникативных УУД

На протяжении всего периода обучения происходит активное

становление такой ключевой компетентности,  как коммуникативная. Но, в

ситуации  стихийного, не управляемого формирования  эта компетентность развивается у разных учеников очень по-разному, но в большинстве случае не удовлетворительно. Необходимы специальные условия, непосредственно связанные с внедрением принципов сотрудничества в обучение.

Между тем на уроках чаще всего присутствуют индивидуальные формы

организации учебной деятельности по типу учитель - ученик: ученики на

уроке не взаимодействуют между собой непосредственно, так как учитель

всегда выступает посредником между детьми. Обращение детей друг к другу за советом и помощью, обмен мнениями между всеми учениками без посредства учителя встречаются редко, так как им запрещают разговаривать друг с другом, а взаимопомощь на уроке называют "подсказкой и списыванием".

Личностный эффект совместной деятельности очень важен. Общей

особенностью совместной деятельности учителя и учеников является

преобразование, перестройка позиций личности, что выражается в изменении

ценностных установок, смысловых ориентиров, целей учения и самого

взаимодействия у каждого из участников обучения.

Необходимо организовать обучение, основанное на учебном сотрудничестве учеников что оказывает позитивное влияние на развитие общения и речи.

    В частности, очень важны такие формы работы, как организация

взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. Например, в ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем. На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляются причины ошибок, разъясняется их характер).

Работа в группе помогает ребёнку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют

функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый

сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в

группе позволяет дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную

поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу

класса, например, робкие или слабые ученики.

Групповая работа предполагает свои правила:

- при организации групповой работы нельзя принуждать или высказывать

неудовольствие, если кто-то не хочет работать в группе (позднее нужно

выяснить причину отказа от работы);

-совместная работа не должна превышать 10-15 минут, так как если время

работы больше, то участники утомляются и эффективность снижается;

-не стоит требовать абсолютной тишины, но следует бороться с

выкрикиванием и т.д. При этом нередко требуются специальные усилия

педагога по налаживанию взаимоотношений между детьми.

Формировать УУД  можно не только на уроке но и во внеурочной

деятельности. Например, это проектные задания, а также специальные

тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков под

руководством школьного психолога или классного руководителя.

Однако приведенные выше формы занятий и другие рекомендаций могут

оказаться полезными только в случае создания благоприятной общей

атмосферы в ученическом классе и в школе в целом — атмосферы поддержки и заинтересованности в том, чтобы дети высказывали свою точку зрения. Необходима терпимость к иному мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен быть образцом терпимого, не авторитарного стиля ведения дискуссии и обладать, достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель дает речевые образцы и оказывает помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д.

Совместная деятельность школьников будет эффективной в том случае,

если она строится по типу совместно-разделенной деятельности с динамикой

ролей.

Психолого-педагогическими условиями организации совместно-разделенной деятельности учеников являются следующие:

- отношения между учащимися, объединяющимися в группу должны быть

положительными или нейтральными;

- групповое обучение будет эффективным при организации совместной

деятельности с динамикой ролей;

- необходимо разработать и последовательно предъявлять систему задач,

создающую возможность смены ролевых функций при решении каждой

задачи;

-. эффективность сотрудничества определяется возможностями обмена

мнениями, анализировать и обсуждать действия партнеров в процессе

постановки и решения задач;

каждый член группы, независимо от выполняемой им роли, должен

участвовать в практической реализации замысла;

- в группы целесообразно объединять учащихся с разными, но достаточно

близкими исходными уровнями развития обобщения в отношении реализуемой учебной цели. Так, например, группы, объединяющие учеников с высоким и средним уровнем обобщения (смешанные), оказываются эффективнее, чем группы, объединяющие учащихся только с  высоким исходным уровнем. Учащиеся с низким уровнем обобщений (эмпирическим) обнаруживают больший прогресс при работе с учениками, обнаруживающими более высокий уровень обобщения. Другими важными формами  организации совместной учебной деятельности, общения и взаимодействия детей могут выступать совместная продуктивная деятельность и межвозрастное взаимодействие.

Наш  адрес: г.Чита, ул. Ленина 27а. Предварительная запись по телефону: 8(3022)41-11-91,89144389050

Автор-составитель: Педагог-психолог Дульская И.И.

 

 

© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»