Работа в рамках ФГОС

 Памятка учителю начальных классов по формированию личностных универсальных учебных действий
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение
1. Формирование основ гражданской идентичности личности
- формирование чувства сопричастности и гордости за свою Родину,
народ и историю, осознание ответственности человека за благосостояние общества;
- осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России;
2. Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека
- ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием;
3. Развитие Я-концепции и самооценки личности
- формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия.
Смыслообразование
Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе:
-развития познавательных интересов, учебных мотивов;
- формирования мотивов достижения и социального признания;
- мотива, реализующего потребность в социально значимой и социально оцениваемой деятельности.
Ценностно-нравственная ориентация
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности;
- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;
- знание основных моральных норм (справедливого распределения, взаимопомощи, правдивости, честности, ответственности)
- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;
- формирование моральной самооценки;
- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
- развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития способности к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций;
- формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противодействовать действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей;
- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.


Рекомендации по развитию учебно-познавательных мотивов:
1. В процессе обучения важно учитывать и поддерживать в развитии познавательную потребность ученика: в младших классах — любознательность; в старших классах — потребность в творческой деятельности.
2. Важное значение имеет эмоциональное стимулирование умственных усилий и проявлений творчества учащихся в учении; одобрение с подчеркиванием реального продвижения, личностного роста; поощрение познавательной активности, интереса к отдельным предметам и учению в целом.
3. Создавать благоприятный психологический климат в классе на основе взаимопонимания, взаимоуважения, доброжелательности как условие для успешного усвоения материала.
4. Создавать условия для реализации потребности в самовыражении и самопрезентации.
Рекомендации по формированию основ ценностно-нравственной ориентации
1. Участие в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях).
2. Выполнение норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика согласно Устава школы.
3. Выполнение моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности.
4. Участие в общественной жизни (благотворительные акции, ориентация в событиях в стране и мире, посещение культурных мероприятий – театров, музеев, библиотек, реализация установок здорового образа жизни).
5. Выстраивание партнерских отношений в системе «школа - родители» в интересах воспитания и развития ребенка. Проектирование программ совместной деятельности (обсуждение стратегии и тактики образовательного процесса, проектирование и реализация образовательного процесса).
Рекомендации по развитию самооценки
1. Ознакомление учащихся с эталонами, критериями, способами деятельности.
2. Объективность оценок, педагогический такт и педагогическая этика.
3. Эмоциональная поддержка ученика.
4. Позитивный прогноз перспектив развития учебных навыков и нравственных качеств учащегося.
5. Для учащихся с заниженной самооценкой учебных действий при достижении даже малейших успехов, не забыть похвалить.
6. Для учащихся с завышенной самооценкой учебных действий необходимо регулярно проводить разъяснительную работу по критериям оценок письменных работ и устных ответов.

Наш адрес: г.Чита, ул.Ленина 27а. Предварительная запись по телефону: 8(3022)41-11-91,89144389050
Автор-составитель: Педагог-психолог Дульская И.И.

© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»