Новый слайдНовый слайдНовый слайд

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на Вас. Воспитывайте себя.

   Предлагаем Вашему вниманию психологический анализ двух картин: "Звездочки на Земле" и "Лоракс".

Фильм «Звездочки на Земле»

«Звездочки на земле» - индийский драматический фильм режиссера Аамира Хана.

Главный герой фильма – восьмилетний мальчик Ишан. У него дислексия (избирательное нарушение способности к овладению навыком чтения при сохранении общей способности к обучению).Учёба даётся ему с трудом, каждое посещение школы – это стресс. Тем не менее, мальчик очень любознательный, с богатой фантазией, которая выливается в творчестве в виде чудесных картин, замысловатых замков и различных моделей из бросового материала.

Завышенные требования: Отец Ишана ставит перед детьми высокую планку по учёбе, и главный герой явно не соответствует его образу идеального сына. По этой причине у ребенка снижается успеваемость.  В первую очередь маленький человек считывает эмоции и сигналы тела значимых для него взрослых, а своим дальнейшим отклоняющимся поведением он лишь показывает, то что ситуация для него сложна, возможно непреодолима и ему необходима помощь. Как это характерно для современных родителей – требовать от своих детей быть лучшими, совершенно не заботясь о том, по силам ли это ребенку. Конечно, родители делают это во благо детям, по крайней мере, они так считают. Если ребёнок не справляется с требованиями, ему вешается ярлык лентяя, непослушного и т.д. Это возможность родителей посмотреть со стороны на детско-родительские отношения и на то, как взрослые воздействуют на детей.

Принятие: в фильме из-за плохой успеваемости в школе Ишана решают отдать на учёбу в интернат, где он еще больше замыкается в себе, становится озлобленным и запуганным и совсем теряет интерес к творчеству. Но в этот непростой момент в его жизни появляется учитель рисования Рам Никум — единственный, кто понимает этого ребенка и кто может изменить жизнь мальчика и отношение к нему. В действительности для ребенка очень важно чтобы его принимали таким, какой он есть вместе с его недостатками и достоинствами. Ему необходим человек, который может показать, что из любой ситуации есть выход, который сможет поддержать и показать альтернативу. Чтобы просто поговорить с ребёнком и выяснить, почему он не может что-то сделать, помочь ему разобраться с чем-то.

Индивидуальность: в фильме раскрывается тема индивидуальности. Главный герой фильма имеет особенности, которые требуют особого подхода и внимания со стороны взрослых.  Зачастую общество стремится сделать всех детей одинаковыми. Ведь так проще контролировать ситуацию и предвидеть последующие действия. Но ведь они не могут быть такими. Каждый ребёнок уникален, и осознание этого факта крайне важно для правильно воспитания и обучения детей.

Мораль: За своими вечными делами взрослые часто забывают обращать внимание на проблемы своих детей, которые порой могут показаться незначительными, но имеют огромное значение для подрастающего человека. Мы должны стараться принимать своих детей такими, какие они есть, не пытаясь сломать их, а помогая своей любовью и вниманием развивать их таланты. 

Мультфильм «Лоракс» 

«Лоракс» (англ. Dr. Seuss’ The Lorax — «Лоракс Доктора Сьюза») — американский полнометражный анимационный фильм 2012 года, режиссёров Криса Рено (англ.) и Кайла Балды (англ.), снятый по мотивам одноименной детской книги Доктора Сьюза. Фильм получил ограничение 0+.

Любой мультфильм или сказка направлен на формирование знаний, представлений и нового опыта ребенка о чем-либо. Давайте попробуем разобраться, о чем же мультфильм «Лоракс», что он может сформировать и чему научить.

Сюжет мультфильма, на первый взгляд, понятен, прост и безобиден: человечество в будущем из-за небрежного и потребительского отношения к природным ресурсам оказалось без живых растений и платит деньги за воздух. Появляется положительный персонаж, который прикладывает определенные усилия для изменения реальности в лучшую сторону и ему это удается.

Но се это только поверхностно и на первый взгляд. Что же более глубокое и неявное мы можем пропустить, если будем смотреть только внешнюю картинку (естественно, очень яркую и красивую)?

Деньги: мультфильм начинается с воспевания денег и материальных благ. Весь город поет о деньгах, о новом мире, в котором они живут (полностью искусственном), о том, что они за это платят деньги и довольны этим. Курьер, доставляющий воздух, нюхает их (деньги) при расчете и всем видом демонстрирует огромное счастье от обладания ими. Подобные посылы формируют у ребенка искаженное представление о ценностях жизни – ставят на первое место материальные блага без каких-либо ремарок по поводу того, что в жизни есть много более важных вещей (семья, друзья, любовь, взаимопонимание, патриотизм, поддержка, честность, живая природа и т.п.), которые должны быть двигателями активности человека.

Образ взрослого: взрослые в мультфильме дискриминированы: они показаны как ограниченные, глупые люди, демонстрирующие поведение скорее нездоровых людей, чем опытных взрослых, которые для детей должны выступать примером для подражания: мама и бабушка главного героя в начале фильма – играющие едой, танцующие под музыку дерева без какого-либо повода, люди на улицах которые радуются тому, что их ребенок светится. Мужчина, который ловит игрушечных рыб и т.п. Люди на улицах поют о том, что живут без забот, считая это нормой. Взрослый и зрелый человек в любом случае всегда имеет определенные дела и заботы, которые наполняют его жизнь, делают ее насыщенной и, главное, учат решать различные жизненные ситуации. Для ребенка взрослые демонстрируются не авторитетными образцами для подражания, а антиобразцами, которые недостойны уважения и интереса со стороны ребенка.

Образ семьи: семейные отношения в мультфильме показаны как потребительские без включения каких-либо теплых чувств. Члены семьи Находкинса показаны алчными, жадными, лицемерными и, даже несколько неадекватными. Братья Находкинска выглядят как люди, имеющие сниженный интеллект (безпричинный смех, игра живым медведем в бейсбол, выражение лица и т.п.), тетушку вообще сложно идентифицировать по полу и возрасту (даже Лоракс не смог верно определить ее пол). Отношения в семье совершенно нездоровые – отсутствие поддержки, теплоты, дружелюбия и любви отмечается с первых секунд: братья издеваются над ним, мать радуется его отъезду и пророчит ему провал. После того как Находкинс оказывается успешным семья приезжает к нему, когда наступают тяжелые времена, вся семья покидает героя. Мать бросает фразу «Сын как же ты меня подвел… Брэд, теперь ты мой любимый сын» и уезжает. Для детей это трансляция того, как рекомендуется выстраивать семью, демонстрация антисемьи как примера для подражания.

Пропаганда зависимости: в мультфильме также имеется демонстрация измененного состояния сознания посредством каких-то веществ. Люди в рекламном ролике дышат каким-то странным воздухом, после чего мир становится ярче и интереснее. Лес, который нашел Находкинс, также выглядит скорее как галлюцинация (деревья не похожи на деревья, рыбы гуляют по полю, медведи радуются зефиру, все нереально цветное и т.п.), чем обычный живой лес. Все это может рассматриваться как косвенная пропаганда потребления веществ, изменяющих состояние сознания человека. При этом все это показано как очень веселое и интересное, яркое и привлекающее внимание.

Положительные моменты: естественно мультфильм имеет определенные положительные моменты и их тоже стоит отметить. В мультфильме, по всем законам жанра, добро побеждает зло – конец хороший – люди понимают, что были неправы и необходимо беречь живую природу, они выступают против отрицательного персонажа картины и он остается посрамленным. Семья главного героя демонстрирует сплоченность, поддержку и взаимопомощь в трудной ситуации, сам главный герой имеет характеристики, на которые можно равняться – честность, отвага, настойчивость.

После того как мы рассмотрели мультфильм более подробно, следует отметить, что для того, чтобы дети воспринимали картины полно и объемно, важно их обсуждать с ними, показывать те стороны, которые ребенок не всегда может отметить сам, формировать у ребенка критическое мышление, учить сравнивать и делать выводы. Каждая картина может чему-то научить, хотя бы тому, как делать не нужно, главное суметь это увидеть.

Рекомендуем вам, уважаемые родители, перед тем как включать картину ребенку, ознакомиться с ней, рассмотреть все ее плюсы и минусы. А после просмотра обсудить увиденное и каждой стороне высказать свое мнение.

 

 

 

© Государственное учреждение "Забайкальский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Семья"