Новый слайд

Не воспитывайте детей, все равно они будут похожи на Вас. Воспитывайте себя.

 И снова по сложившейся традиции, предлагаем Вам психологический анализ четырех картин.

 Анализ короткометражного мультфильма «Никогда не сдавайся»

Короткометражный мультфильм «Никогда не сдавайся» несмотря на то, что небольшой по времени, раскрывает важные и серьезные вопросы.

Детско-родительские отношения. Данный вопрос раскрывается в картине с разных сторон. В фильме показана неполная семья – отец и дочь. Мультфильм демонстрирует, как выстраиваются отношения между членами семьи: они заботятся друг о друге, помогают, отец включает ребенка во все виды деятельности, обучает девочку через личный пример. Девочка воспитывается, несмотря на отсутствие матери, по женскому типу: носит платья, длинные волосы, выглядит женственно, танцует, выполняет женские функции в семье – заботиться об отце, следит за порядком в доме и т.п. Картина показывает уважительное, трепетное отношение девочки к отцу – она ему не перечит, во всем помогает и поддерживает. Отец в свою очередь, окружает заботой дочь, помогает ей, находится рядом, прислушивается к ней, хотя не всегда сразу понимает ее и т.д.

Личностные качества. В картине очень хорошо показаны такие качества личности как мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, терпение, самообладание, целенаправленность, выдержка, инициативность, смелость. Данные качества присущи как отцу, так и дочери только в разных проявлениях. Отец настойчиво и целенаправленно идет к своей цели даже, когда ему кажется, что все бесполезно. Девочка также решительно, терпеливо, смело и инициативно, но при этом совершенно ненавязчиво, доказывает отцу состоятельность своих экспериментов, нововведений и важность изменений. Само название мультфильма («Никогда не сдавайся») говорит о том, что герои идут до конца к своей цели и получают желаемый результат – пусть не сразу, непросто, разными способами, при включении определенных качеств (отец – настойчивостью, мужеством, выдержкой, терпением и решительностью, дочь – самостоятельностью, терпением, инициативностью и смелостью), но добиваются своего.

Несовпадение точек зрения. Также мультфильм раскрывает некоторую проблемную зону в отношениях, которая не показана как открытый конфликт, но прослеживается в картине – так называемый «конфликт отцов и детей». Девочка учится у отца, но привносит в деятельность свои представления, свою «изюминку» (момент подготовки сыра – для девочки это момент веселья и развлечения, а не только деятельность по изготовлению сыра, процесс от этого не только не страдает, но становится лучше). При этом отец как будто не замечает этого, продолжает настаивать на своих представлениях о том, как должно быть. Девочка символизирует в картине творческую, инновационную сторону, отец – традиционные устои, которые сложно изменить и повернуть в другую сторону. Две этих противоположности показаны различными способами – через цвет, эмоции, результат. Цвет: до того как отец позволил дочери применять ее рецепт, цвета немного затемненные, тусклые, после того, как рецепт был принят цвета стали более насыщенными и яркими, пространство картины как будто расширилось визуально. Эмоции - девочка показана как жизнерадостная, непоседливая и очень активная, легкая на подъем, отец – спокоен, собран, замкнут, менее мобильный. Результат показывает нам, что изменения важны и нужны – именно после нововведений дочери семья занимает первое место на выставке, до этого много лет отец занимал вторые места, при этом это не является неудачей, но он рассматривал это именно  так, а следовательно и дочь тоже, так как отец для не образец для подражания. В конце ролика, судя по эмоциям отца, он понял, что основная его удача – это его дочь, которой он стал гордиться и доверять полностью.

Эмпатия (осознанное сопереживание текущему эмоциональному состоянию другого человека без потери ощущения происхождения этого переживания). Картина показывает, что, несмотря на то, что отец не сразу слышит и понимает дочь, девочка не теряет чувства оптимизма и надежды на то, что ее услышат, продолжает свои эксперименты и делает активные попытки быть услышанной отцом. Она понимает отца, его состояние и сопереживает ему, каждый раз переживает за неудачи отца, именно это помогает ей выстраивать с ним теплые и дружеские отношения, а не вступать в конфронтацию.

Умение принять другую точку зрения. Девочка, на фоне собственной эмпатичности, слышит и понимает отца и ненавязчиво предлагает ему свои варианты действий. В случае, когда отец не реагирует, она спокойно и уверенно переживает данные ситуации. Отец в процессе взаимодействия с дочерью также понимает, что у нее есть чему учиться и в конце картины показывает наличие эмпатии и умение принимать отличную от своей точку зрения – понимает дочь и дает ей возможность проявить свои умения и навыки.

Умение принять другую точку зрения очень важно в детско-родительских отношениях. Именно понимание того, что и родитель, и ребенок это две полноценные и уникальные личности, со своими представлениями, знаниями и опытом помогает находить общий язык, меньше вступать в конфликты и наполнять семейную жизнь различными эмоциями, которые делают детско-родительские отношения яркими и насыщенными.

Анализ короткометражного мультфильма «Луна»

Мультфильм «Луна» несмотря на его непродолжительность, раскрывает важные и серьезные вопросы семьи.

Трудовая династия. Семейное дело героев мультфильма – счищать сияющие звезды покрывающие поверхность луны и тем самым преобразовывать луну в месяц. И два старших наставника хотят научить этому ремеслу младшего. Мы видим своеобразное «посвящение» мальчика. Он явно впервые будет заниматься таким видом деятельности, и этот вечер станет одним из самых важных в его жизни. Очень важно рассказывать детям о своей деятельности, работе. От кого как не от своих родителей ребенок может узнать о профессиях своего рода, затем продолжить династию или выбрать что-то свое.

Разногласия в воспитании и индивидуальность ребенка. В картине отец мальчика и его дедушка спорят о том, как он будет работать: как нужно одеть кепку, каким инструментом пользоваться и т.д. На самом деле каждый родитель желает принять участие в воспитании, научить по - своему, поделиться своим стилем работы. И дедушка и отец забывают спросить ребенка, а возможно и считают его мнение не важным (взрослые лучше знают). Все родители приследуя благие намерения учат ребенка той или иной деятельности, но иногда это превращается в назидание, давление на индивидуальность. Продолжим здесь же.  Малыш с большими глазами, в которых светятся неподдельное любопытство, ум и доброта, прекрасно выходит из положения: быстро мирит своих наставников, и избавляется от преграды. Мальчик оказался сообразительнее и самостоятельнее, чем думали взрослые. Он уже на своем детском уровне многое понимает и для своих лет достаточно умен, чтобы иметь собственное мнение и самовыражаться через работу. Теперь в семействе мир, а старшие поколения гордятся младшим.
Стоит учитывать, что маленький человек является формирующейся личностью, которая имеет свое мнение, взгляд на все происходящее. А мы как важные для ребенка взрослые можем оказывать поддержку и ненавязчиво делиться своим мнением и опытом.

Надо уметь прислушиваться к себе, стремиться быть собой и любить свою семью, частью которой ты являешься.

Анализ короткометражного фильма «Что это?»

Итак, в одном короткометражном фильме смысла может быть больше, чем в сотнях фильмов на подобную тему. В картине «Что это?» раскрывается тема родителей и их взрослых детей. Какую же проблематику раскрывает картина?

Неминуемая старость. В фильме показан пожилой мужчина, который имеет проблемы с высшими психическими функциями (в частности память). Старость - это переход в систему новых социальных ролей, а значит, и в новую систему групповых и межличностных отношений. При упоминании о «пожилых людях», «стариках», «престарелых» зачастую возникают негативные ассоциации. Дело в том, что наше отношение к старости опосредовано возрастными стереотипами, усвоенными нами с детства. Эти стереотипы поддерживаются культурной традицией, усиливаются средствами массовой информации и социальным окружением. В геронтологической литературе доказано их влияние на то, как пожилые люди воспринимают и ощущают себя и как регулируют свое взаимодействие с окружающими. В частности от самого человека зависит, как он будет себя позиционировать и чувствовать в старости.

Взрослые дети – пожилых родителей.  Повзрослевшие дети — это постоянный внутренний конфликт: любовь к родителям и раздражение, желание чаще бывать у них и отсутствие времени, обиды на непонимание и неизбежное чувство вины. Проблем между нами и родителями немало, и чем мы с ними старше – тем серьезнее конфликты поколений. Вследствие возрастных изменений мозга, люди в пожилом возрасте очень чутко реагируют на критику и неосторожно брошенные слова. Любой упрек может вызвать долгую обиду и даже слезы. Дети, ругаясь на «капризность» родителей, не видят необходимости скрывать свое недовольство – обижаются в ответ или ссорятся по традиционной схеме «вы невыносимы!» и «ну что опять я сделала не так?!». Родителям на самом деле надо совсем не много – чтобы они чувствовали свою нужность, как и вам когда Вы были маленькими.

Терпимость. Молодой человек в картине после нескольких спокойных ответов отцу на один и тот же вопрос, раздражается и резко выражает свое недовольство и нетерпимость.   Будьте терпеливы к любым возрастным изменениям и проявлениям. Это закон природы, его никто не отменял. Понимая корни некоторых поступков пожилых родителей, вы сможете наименее болезненно обходить все острые углы в отношениях.  И в картине приведен далее прекрасный пример того, как родители в детстве терпеливо помогают своим детям познавать мир, не заслуживают ли они такого же терпеливого отношения к себе.

Анализ короткометражного фильма «Пластиковый стаканчик»

Короткометражный фильм «Пластиковый стаканчик» раскрывает важную тему семейных отношений через демонстрацию трех поколений – дедушки, родителей и ребенка.

Детско-родительские отношения. Детско-родительские отношения младшего поколения показаны как теплые и дружеские. Мать и отец окружают сына заботой и лаской. Родители показаны как добрые и умеющие встать на место ребенка – разговаривают на уровне глаз ребенка (наклоняясь, чтобы быть на одной высоте с ребенком), улыбаются, задают вопросы о том, что и для чего делает ребенок. Мама показана как хорошая и заботливая хозяйка, стремящаяся поддержать уют и порядок в доме, привить хорошие манеры сыну (сервировка стола, поведение за столом). Отец работает, обеспечивает семью (мы видим вполне хорошие материальные условия, созданные им – обстановка, компьютерная техника, одежда и т.п.) и выступает примером для мальчика, образцом для подражания. Мальчик, смотря на поведение отца, прогнозирует свое. Ребенок наблюдает за поведением родителей, не перечит им.

Сын=папа разговаривает с отцом=дедушкой, на первый взгляд, спокойно и с пониманием. Но при этом ведет себя неуважительно по отношению к возрасту, статусу и чувствам отца (делает замечания, пересаживает за отдельный стол и т.п.).

Отношения мужа и жены. Муж и жена показаны как слышащие друг руга, создающие условия для того, чтобы каждому из них было комфортно, поддерживающие друг друга: в ситуации за столом жена оказалось расстроенной и раздраженной, муж принялся ее успокаивать. Для того, чтобы не вызывать дополнительного раздражения у жены, ими было принято решение о том, что отец=свекр будет сидеть за отдельным столом и есть из одноразовой посуды. Жена поддержала мужа и была довольна принятым решением, муж также убедил себя в верности решения и остался спокоен и удовлетворен внешне правильным разрешением возникшей проблемы с отцом.

Связь поколений. Фильм показывает связь трех поколений – дедушка, родители и ребенок. Все живут под одной крышей, каждый имеет свои особенности и привычки. Но не каждый имеет право их реализовывать в том виде, в котором ему хотелось бы или в виде, в котором это возможно. Здесь речь о самом старшем поколении – дедушке. Его физиологические особенности, не зависящие от его усилий,  рассматриваются как что-то непозволительное и неприятное, то, на что не хочется смотреть и терпеть. Особенности, интересы и установки других членов семьи – родителей и ребенка, не ставятся под вопрос и рассматриваются как вполне приемлемые: брезгливость и нетерпение к чужим промахам мамы=жены=снохи, желание отца=мужа=сына угодить жене без учета чувств дедушки=отца=свекра и др.

При этом молодое поколение не отказывается от престарелого родителя. С одной стороны, это характеризует членов семьи как отзывчивых и добрых людей, но с другой – поведение с престарелым человеком, непринятие его недуга – может говорить об определенной черствости и отсутствии сопереживания, умения встать на место другого человека.

Личный пример родителей. Как уже отмечалось выше, отец для мальчика выступает образцом для подражания. Мальчик учится у отца тому, как нужно строить отношения в семье, как вести себя со своими престарелыми родителями. После того, как ребенок наблюдал, поведение отца с дедом, он четко усвоил урок: когда родители станут старенькими, они будут жить с ним, но есть за отдельным столом и из одноразовой посуды. И ребенок принялся подготавливать посуду для дедушки и родителей – такое неоднозначное проявление заботы. Эту неоднозначность демонстрируют ему родители. Как уже говорилось ранее, на одном полюсе – принятие отца=дедушки=свекра в семью, внешняя забота о его потребностях, с другой – полное отсутствие понимания престарелого человека, сопереживания и сочувствия ему, нежелание считаться с его чувствами и желаниями.

Трактовка поведения родителей ребенком, отрезвляет их, приводит в состояние шока. После чего, возможно, у них появится желание понять отца=свекра через призму своих переживаний о будущем (тревоге и страхе оказаться за отдельным столом и есть из одноразовой посуды) и попробовать иначе себя вести с ним. Ребенок открывает глаза родителям на их «странную» заботу и своим детским опытом демонстрирует родительские ошибки в поведении и в воспитании.

Каждый родитель это самый первый и самый важный пример для ребенка. Даже те черты, которые ребенок осознанно может не принимать, часто закрепляются в его поведении, так как все, что происходит в семье, рассматривается ребенком, на неосознаваемом уровне, как правильное и образцовое. Опыт, который ребенок получает в родительской семье, он переносит в свою семью и очень часто совершает те же действия и ошибки, которые совершали родители, и реализует тот сценарий, который был прожит в родительской семье.

Теплых семейных отношений и позитивных жизненных сценариев вам и вашим деткам, дорогие родители!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© Государственное учреждение "Забайкальский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Семья"