Публикации

 Профилактика повторных отказов от приёмных детей

Воспитание приёмного ребёнка в замещающей семье в различных ситуациях сопряжено с трудностями. Для преодоления этих трудностей приёмным родителям необходимо быть готовыми справляться с различными жизненными ситуациями, знать возрастные особенности детей-сирот, процессы адаптации детей в семье, а также стать компетентными родителями. Родительская компетентность – ключ к созданию оптимальных условий для развития, воспитания и социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приёмной семье. Под родительской компетентностью понимается информированность кандидатов в приёмные родители о закономерностях процесса адаптации ребёнка в семье, о возрастных особенностях детей-сирот и т.д.
Таким образом, семьи, которые приняли решение взять ребёнка на воспитание, должны быть готовы к  реальным ситуациям, с которыми они неизбежно встретятся. Специалисты ГОУ Центр «Семья» ведут обучение лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей. На «школе приёмных родителей» люди получают знания, необходимые для формирования родительской компетентности.
В ходе подготовки кандидатов в приёмные родители реализуются следующие задачи:
1. Подготовка граждан к приёму на воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выявление и формирование у граждан воспитательных компетенций, а также родительских навыков для содержания и воспитания ребёнка, в том числе для охраны его прав и здоровья, создания безопасной среды, успешной социализации, образования и развития;
2. Помощь кандидатам в приёмные родители в определении своей готовности к приёму на воспитание ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в выборе формы устройства ребёнка на воспитание в семью, в осознании реальных проблем и трудностей, с которыми им предстоит встретиться в процессе воспитания приёмного ребёнка;
3. Ознакомление кандидатов в приёмные родители с основами законодательства в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в семью, правами и обязанностями приёмных родителей, существующими формами профессиональной помощи, поддержки и сопровождения приёмных семей.
Необходимость проведения такого обучения и диагностики граждан, выразивших желание стать приёмными родителями бесспорна: об этом говорят и пишут кандидаты в приёмные родители во время анализа обратной связи (анкеты), также об этом говорит статистика повторных отказов от приёмных детей – около 8 тысяч детей ежегодно возвращаются в детские дома (данные по России). В наш центр только за последние 8 месяцев обратилось две семьи, с желанием отказаться от приёмных детей. В связи с этим, хотелось бы отметить некоторые очень важные моменты, которые необходимо знать и быть к ним готовыми для людей, выразивших желание взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей:
  • В нашем Центре специалисты не только обучают граждан, выразивших желание взять на воспитание ребёнка из детского учреждения, но, что очень важно в профилактике повторных отказов от приёмных детей, исследуют мотивы кандидатов к принятию ребёнка в семью, социально-психологические качества личности, внутрисемейные взаимоотношения и воспитательные установки кандидатов в замещающие семьи, реакции и поведение в стрессовых ситуациях, обязательно проверяются знания (которые они получают в курсе обучения) особенностей детей, оставшихся без попечения родителей. Данные исследования проводятся с помощью специальных сертифицированных методов и методик, которые надёжны, достоверны, разработаны авторитетными отечественными и зарубежными учёными. Все выводы, которые прописываются в психологическом заключении, обоснованы именно результатами методик, то есть специалисты Центра ничего не придумывают сами, таким образом исключается субъективное отношение к клиенту.
  • В психологическом заключении отмечаются все личностные особенности, воспитательные установки, внутрисемейные отношения и бывают случаи, когда какие-либо из перечисленных характеристик оказываются не такими, какими представляет  их сам себе человек. Как правило, в таких случаях у человека включаются защитные механизмы, и он может проявлять недовольство и возмущение. В целом, подобные реакции ожидаемы и в какой-то степени нормальны, так как людям обычно неприятно узнавать свои не совсем положительные качества. Другая сторона медали – это обвинение специалистов в том, что они ничего не понимают. У клиента не появляется желания что-то изменить в себе, а все усилия направлены на то, чтобы доказать специалистам их неправоту. Это очень показательная черта для кандидата в приёмные родители.
  • Специалисты отмечают и прописывают слабые стороны кандидата не с целью обидеть человека или лишить его возможности взять ребёнка, а для того, чтобы показать их человеку, дать ему возможность более тщательно подготовиться к принятию ребёнка в семью. 
  • В психологическом заключении, при необходимости, специалист пишет рекомендации для человека, получающего данный документ и для специалистов органов опеки и попечительства.
  • Хотелось бы отметить важный факт – психолог в психологическом заключении пишет только рекомендации, решение же о том, дадут ли ребёнка кандидату в опекуны, приёмные родители, патронатные воспитатели принимают специалисты органов опеки и попечительства.
Уважаемые граждане, выразившие желание стать приёмными родители, будьте, пожалуйста, готовы принять тот факт, что кто-то может оказаться неготовым к столь серьёзному шагу, хотя казаться может обратное. В любом деле необходимо терпение, понимание и мудрость, а в вопросе принятия ребёнка в семью это в десять раз важнее.
Удачи Вам в вашем выборе и ответственности, которые вы решили на себя взять и нести.
Педагог-психолог ГОУ Центр «Семья»
Дарья Николаевна Резникова
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»