Публикации

Компьютерная зависимость.
Педагог-психолог ГОУ «Центр «Семья»» Ксения Алексеевна Дементьева (по материалам статьи Шаповаловой О.В)
Компьютеры стремительно внедрились в жизнь современного человека. Сегодня уже стало привычным видеть, что человек взаимодействует с компьютером постоянно – на работе, дома, и даже в машине. Постепенно компьютер становится неотъемлемой частью жизни не только взрослого, но и ребенка. Общение с компьютером подменяет живое общение, вследствие чего  личность ребёнка  не развивается; человек в Интернете просматривает информацию, именно просматривает, а не изучает – таким образом, формируется поверхностное отношение к познавательной информации; ухудшается состояние здоровья: зрения, кровообращения в области таза, возникают проблемы с позвоночником; частая смена картинок на мониторе ухудшает концентрацию внимания ребенка, у него накапливается усталость, появляется нервное напряжение.
Причинами возникновения компьютерной зависимости могут быть разными. Это и отсутствие навыков самостоятельного контроля свои эмоции, и отсутствие контроля со стороны родителей, неумение самостоятельно организовывать свой досуг, дефицит общения в семье, незнание правил работы с компьютером, стремление заменить компьютером общение с близкими людьми, стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир, родители не осознают взросление ребёнка и не изменяют стиль общения с ним, ребёнку дома не комфортно, так как у него нет личного пространства, где бы он чувствовал себя хозяином, низкая самооценка и неуверенность ребёнка в своих силах, зависимость его от мнения окружающих, замкнутость ребёнка, его неприятие сверстниками, подражание, уход из реальности вслед за друзьями.
Компьютерные игры стали представлять собой увлекательное занятие для многих дошкольников, школьников, студентов и взрослых. В основе увлеченности компьютерными играми лежит потребность в получении удовольствия. Если человек полностью удовлетворен своей жизнью, не имеет хронических психологических проблем и считает свою жизнь счастливой и продуктивной, то у него НЕ БУДЕТ компьютерной зависимости.
Родителям следует обратить внимания на поведение ребенка, если отрыв от работы или игры за компьютером  воспринимается агрессивно,  ребенок не откликается на просьбы; чувствует себя подавленным, если находится за компьютером меньше, чем обычно; начались проблемы с учёбой; появились проблемы в общении, частые конфликты; ребенок скрывает от окружающих сколько времени он проводит в сети, какие сайты посещает; занимаясь другими делами, думает и говорит о компьютерах, играх,  Интернете; у него сбивается режим дня, режим питания и сна,  прием пищи происходит без отрыва от игры на компьютере; нетерпение, предвкушение и продумывание заранее своего возвращения к компьютеру. Все это может быть признаками компьютерной зависимости.
Как уберечь ребёнка от компьютерной зависимости?
1.                Ознакомить его с временными нормами работы на компьютере. 
2.                Контролировать внеучебную занятость ребёнка (кружки, секции).
3.                Приобщать к выполнению домашних обязанностей.
4.                Ежедневно общаться с ребёнком, быть в курсе его дел.
5.                Осуществлять контроль и цензуру компьютерных игр и программ.
6.                Осуществлять контроль, чтобы за компьютер ребёнок садился только в минуты отдыха и после выполнения основных обязанностей.
7.                Научить ребёнка способам совладания с отрицательными эмоциями, выхода из стрессовых ситуаций.
8.                Не забывать, что родители – образец для подражания, поэтому сами не нарушайте правила, которые устанавливаете для   ребёнка (с учётом своих норм).
Что делать если Вы подозреваете у ребёнка компьютерную зависимость?
o        Не пытайтесь давить на ребёнка, не вводите строгих запретов и ограничений. Не делайте ничего резко и быстро, так как если Ваш ребёнок «завис», то резкое отлучение его от компьютера может привести к необратимым поступкам.
o        Настройтесь спокойно преодолевать болезненное состояние.
o        Попробуйте выйти на диалог с ребёнком. Расскажите о пользе и вреде, который можно получить от компьютера.
o        Поговорите о свободе и праве выбора, их границах и ответственности за  право принимать решения.
o        Установите небольшое ограничение режима пребывания в виртуальном мире. Проследите реакцию ребёнка на  новые условия и, самое главное точность их выполнения. Проверьте, сложно ли ребёнку соблюдать новые временные рамки.
o        В случае если сокращать время постепенно удаётся, то идите этим путём до установления нормы.
o        Если ребёнок обещает, но не выполняет, так как его зависимость сильнее его самого, необходимо обратиться к специалисту. Для начала к психологу. Специалист определит, какова степень зависимого состояния и есть ли у него возможности справиться с проблемой. При необходимости обращайтесь к психиатру.

Подводя итог, хочется еще раз акцентировать внимание на следующем: родителям необходимо следить, чтобы игра на компьютере не подменяла реальное общение со сверстниками, друзьями и близкими,  но при этом нельзя ограждать ребенка от компьютера вообще, поскольку это неотъемлемая часть будущего, в котором ребенку предстоит жить. Более подробную информацию и консультацию по вопросам компьютерной зависимости вы можете получить в ГОУ Центре диагностики и консультирования «Семья», по адресу Ленина 27а, предварительно записавшись по телефону: 41-11-91.  

© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»