Публикации

 Сочиняем сказку о появлении ребенка в семье

Всем нам нравится слушать истории, главные герои которых — мы сами. Поэтому дети трёх–пяти лет любят сказки, где они — главные действующие лица. А ещё в этом возрасте ребёнок открывает для себя мир, в котором, оказывается, есть такие явления, как рождение и смерть, а жизнь в этом мире существовала и до его прихода. Именно сейчас лучше всего рассказать ребёнку в сказочной форме о том, как он пришёл в вашу семью.
Сказка — это не выдумка. Это настоящая история, рассказанная «сказочным» языком — то есть языком метафор и ярких образов. То, что было бы скучным в повседневной жизни, становится ярким и живым, если его перевести на язык сказки.
В сказках можно говорить о том, о чём в обычной жизни сказать не получается. Ведь сказочные герои могут делать то, что подскажет ваша фантазия, совершать поступки, которые вы сами никогда не отважитесь сделать, и говорить те слова, произнести которые вы бы никогда не решились.
Итак, о чём будет наша сказка? Это история о том, как вы и ваш ребёнок нашли друг друга, история о поиске, ожидании и встрече. О том, как появился в традициях вашей семьи праздник, которого нет у растущих в кровных семьях детишек, — День Аиста.
Действующие лица
Первый и, конечно же, самый важный персонаж сказки — это ваш Малыш. Самый замечательный, талантливый, умный и любимый. Не сдерживайте свою фантазию и не скупитесь на комплименты!
Наша история — о поиске. Малыш ждёт и ищет новую семью. А это значит, что в нашей сказке появляются ещё несколько персонажей — это члены двух семей: в которой малыш родился и которую ему предстоит обрести.
Бывает так, что мы ничего не можем сказать о кровной семье ребёнка. Иногда мы просто об этом ничего не знаем, а порой бывает так, что и говорить ничего не хочется. Но мы сочиняем волшебную сказку, а это значит, что добрые слова надо постараться найти. Например, про каждую кровную семью нашего Малыша мы совершенно точно можем сказать одну очень важную вещь: они хотели, чтобы он родился, и ждали его появления на свет. Если бы это было не так, никакого Малыша бы и не было. Ему дали жизнь — и это уже очень важный момент истории, который обязательно надо упомянуть. Дали жизнь, но поняли, что не смогут о нём заботиться и вырастить. Поэтому Малышу нужно найти новую семью.
Но кому же поручить такое ответственное дело? И тут на сцене появляются самые настоящие сказочные силы — феи, волшебники и, конечно же, Аист! Та самая мудрая птица, которая ищет детям родителей.
Итак, широко раскинув крылья, пролетает над полями и лесами Аист и зорким глазом ищет самых любящих и заботливых родителей для Малыша. А Новые Родители ждут не дождутся, когда же Аист к ним прилетит и покажет им дорогу к самому замечательному Малышу на свете. А ещё они очень переживают и волнуются — понравятся ли они Малышу? захочет ли он назвать их Папой и Мамой?
Какая же волшебная сказка без волшебных испытаний! Чего только не приходится пережить Родителям на своём пути — и дремучие леса, и злую Бабу-ягу они встречают, а то и вовсе какой-то Кощей попадается, злато-серебро требует. Но в сказках всегда побеждает добро, и поэтому там, где появляются злые силы, появляются и силы добрые, которые помогают Родителям и Малышу встретиться.
Перед Самой Важной Встречей все очень волнуются. Малыш не отходит от окошка, ждёт, когда за ним придут. Родители очень переживают — примет ли их Малыш и смогут ли они полюбить друг друга?
И вот этот радостный момент настаёт — они видят друг друга и… страх и недоверие уходят, уступая место радости узнавания и обретения.
Помните, чем заканчиваются русские народные сказки? Большим пиром на весь мир. Семья идёт домой, где накрывают стол с огромным тортом, и за этим столом есть место для почётного гостя — Аиста. И он вместе со всеми празднует день, когда Малыш и Родители стали семьёй. Потом он прощается, благодарит за угощение и улетает, потому что ещё много на свете детей и родителей, которые не нашли друг друга. Но он обязательно вернётся — если его ждать и верить в чудо.
Шпаргалка
Обязательные герои
1.                Ребёнок.
2.                Кровная семья.
3.                Новая семья.
4.                Аист.
5.                Сказочные существа.
Сюжет
1.                Рождение Малыша.
2.                Уход из кровной семьи.
3.                Ожидание новой семьи.
4.                Ожидания Папы и Мамы.
5.                Путь друг к другу.
6.                Встреча.
7.                Праздник.
 
Три типичных ошибки начинающих сказочников
Поскольку написание сказок — дело нелёгкое, а для кого-то совсем новое, в них случаются ошибки. Вот несколько слов о наиболее часто встречающихся ошибках в сказке про Аиста.
1. В сказочном сюжете появляется мама, которая «отказалась» от ребёнка, «сказала, что это не мой малыш», «поняла, что малыш ей не нужен» и т. п.
Очень сложно бывает сдержать раздражение и гнев, когда мы думаем о кровных родителях ребёнка. Слишком часто за историей ухода ребёнка из прежней семьи стоит трагедия, виноваты в которой именно они. Но ребёнку тоже тяжело слышать, что для кого-то он оказался «ненужным», «чужим», «ошибкой». Прежде чем произнести или написать такие слова, подумайте — а что бы почувствовали вы, услышав фразу «от тебя отказались», «тебя не любили», «ты был(а) не нужен(а)»? Это очень тяжёлые слова. Положа руку на сердце, мы не всегда можем точно знать, почему ребёнка оставили. Кроме того, ребёнок провёл 9 месяцев в животе своей кровной мамы, всё это время он был там, его не лишили жизни, не сделали аборт — имеем ли мы право говорить о том, что он был не нужен?
2. Новая семья противопоставляется первой семье ребёнка, идёт подчёркивание хороших качеств новой семьи и плохих первой. Кровная семья была «плохой», «малыша там не любили» и т. д., тогда как новая семья «любящая» и «заботливая».
Вряд ли кому-то нравится слышать: «ты — плохой», «ты — неудачник», «ты — злой». Комплименты и одобрение дарят радость и дают силы двигаться дальше, творить, совершать. А теперь представьте, что кто-то отозвался плохо о вашей подруге, матери, сестре. Обычно в таких ситуациях мы огорчаемся и стараемся защитить близкого нам человека. Нам кажется, что обижая его — обижают и нас. Задайте вопрос себе — вам бы понравилось, если бы вы услышали, что росли в «плохой семье», где вас не любили? Было бы вам радостно и приятно, если бы так говорили ваши друзья и близкие люди?
3. В сказке очень много сказано про переживания родителей и мало про переживания и чувства ребёнка.
Рассказать о своих чувствах и переживаниях всегда проще, чем о чувствах и переживаниях другого. Ведь мы знаем точно, что было с нами, а что происходило с другим — не всегда. Но наша сказка написана для ребёнка, а значит, про него там должно быть немножко больше, чем про других персонажей. Чувства и переживания ребёнка в ситуации поиска и обретения семьи очень похожи на чувства родителей. Боязнь не понравиться, не дождаться, желание обрести семью, одиночество, надежда на чудо — всё это было с ребёнком так же, как было с вами. А значит, вы можете про это рассказать!
 
 
По материалам сайта http://www.mydears.ru/
Педагог-психолог Глазкова С.С.
© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»