Публикации

Трудное поведение ребенка: как преодолеть.
 
На пути развития гармоничной семьи часто возникает большое количество трудностей, конфликтов и взаимного непонимания.  Примером конфликта между родителями и  детьми может стать «трудное поведение» ребенка. 
Трудное - не значит плохое. Трудное поведение ребенка - это поведение, с которым нам, взрослым, трудно. Трудно с ним смириться и трудно его исправить. Трудно, но все-таки можно.
Трудное поведение бывает разным – это и упрямство, и агрессия, и замкнутость, и истерики. Но одним из наиболее действенных способов помочь ребенку справиться с негативным поведением  – это стимулирование положительного поведения. Ни один ребенок не ведет себя плохо постоянно. Замечать, подкреплять и стимулировать положительное поведение гораздо эффективнее, чем ругать за плохое.
Приемы,  стимулирующие положительное поведение ребенка:
•          Похвала: устная (когда мы говорим ребенку, что мы им довольны), невербальная (улыбка, подмигивание, кивок), физическая (объятия, поцелуи, похлопывания, рукопожатия), передача положительных чувств (когда мы говорим детям, как они поднимают нам настроение, как они нам дороги, как мы их любим).
•          Вознаграждение: материальное (не должно быть слишком частым), привилегии (больше поспать утром, если установлен строгий режим дня, больше времени на игру в компьютер и т.д.).
•          Игнорирование (используем, когда поведение ребенка направлено на привлечение внимания родителя в форме негативного самопредъявления. Игнорирование неуместно: когда поведение может нанести вред ребенку или окружающим, привести к уничтожению имущества, когда мотив поведения – не борьба ребенка за внимание)
Но на «трудное» поведение тоже необходимо реагировать, но правильно.
Приемы реагирования на нежелательное поведение ребенка:
•          Установление правил. Когда детям известны границы дозволенного, нет необходимости повторять им всякий раз, что нужно делать в той или иной ситуации, правила делают ненужным долгие обсуждения  по простым жизненным ситуациям. Просто установить правило не эффективно в обеспечении желательного поведения, правила предполагают большую работу со стороны семьи в их разработке, установлении и постоянном применении.
•          Изменение окружающей обстановки. Если ребенок склонен к воровству, то изменением окружающей обстановки будет то, что вы не станете оставлять деньги в доступных для него местах. Если ребенок в вечернее время сбегал из дому, то вы не станете располагать его комнату близко к входной двери.
•          Логические последствия (разумные наказания). Если ребенок оставил велосипед на улице, то на следующий день родитель запрещает кататься на велосипеде. Если ребенок разбивает свои игрушки о стену, то родители убирают их на некоторое время. Логические последствия должны быть напрямую связаны с определенным поведением. Вы не можете запретить ребенку смотреть телевизор, если он оставил велосипед на улице. Вы не можете запретить кататься на велосипеде, если ребенок уничтожил чье-то имущество. Этот прием помогает детям понять и запомнить связь между их поведением и его результатом.
Если же Вы чувствуете, что не можете самостоятельно справиться с «трудным» поведением, не понимаете причин такого поведения или Ваши силы на пределе специалисты ГОУ Центр «Семья» окажут квалифицированную помощь в решении ваших вопросов. Наш адрес: г. Чита, ул. Ленина 27а. Прием осуществляется по предварительной записи. Тел 8(3022)41-11-91.
 
педагог-психолог ГОУ Центр «Семья»
Винникова Наталья Борисовна
 

    

© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»