Публикации

 Поощрять или наказывать?
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять?
Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него полагается поощрение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет.
Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение, и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как и сейчас. Многочисленные психологические исследования, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения.
Как наказывать и поощрять детей дошкольного возраста?
Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны. Но вся беда в том, что только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться.
Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясанием воздуха – это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста.
Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям дошкольного возраста для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия.

Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста
 Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
 Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
 Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
 Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.
 Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).
 Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
 Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.

Как нужно поощрять детей дошкольного возраста
 Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
 Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
 Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
 Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
 Поощрять не только за результат, ног и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.д.

Источник информации: Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. – СПб.: КАРО, 2009. – 160 с.

© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»