Публикации

 Статья подготовлена по материалам Галанова А. С. «Развивающие игры для малышей. – М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА. – 304 с. – (1000 советов от газеты Комсомольская правда)»

 

Особенности развития детей от трех до четырех лет

Это очень важный период в жизни ребенка. Именно в 3-4 года закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, нравственного и умственного развития малыша. В этом возрасте центральным звеном развития личности ребенка является его память.

Если до 3 лет ребенок развивался за счет восприятия внешнего мира, то есть он был всецело во власти среды, он управлялся ею, то на четвертом году жизни, когда появился свой жизненный опыт, активно развивается память, малыш начинает становиться достаточно независимым от окружения. Вместе с психическим ростом происходит стремительное физическое развитие. Теперь ребенок не только осознает себя как личность, но уже окреп физически и способен передвигаться и довольно успешно обслуживать себя самостоятельно. Все это не может не радовать, но вместе с тем начинают возникать и конфликтные ситуации. Не случайно принято говорить о кризис трехлетнего возраста.

Выделяют следующие симптомы кризиса.

1. Негативизм — это не просто непослушание или нежелание выполнять указания взрослого, а стремление все делать наоборот, вопреки просьбам или требованиям старших. При негативизме ребенок не делает чего-то только потому, что его об этом попросили. Часто такое стремление наносит ущерб и собственным интересам ребенка. При яркой форме негативизма ребенок отрицает все, что говорит ему взрослый. Как только взрослый соглашается с ним, он тут же меняет свое мнение на противоположное. Ребенок как бы опробует в общении слово «нет». Он осваивает более широкий спектр человеческих отношений.

2.    Строптивость — этот симптом является центральным для кризиса 3 лет. От негативизма строптивость отличается тем, что она безлична. Негативизм всегда направлен против взрослого, который сейчас побуждает ребенка к тому или иному действию, а строптивость направлена против норм воспитания, установленных для ребенка, бунт направлен против сложившегося образа жизни, даже против интересовавших прежде игрушек. Ребенок вдруг резко меняет отношение к своим игрушкам, замахивается на них, как будто они живые, отказывается играть с ними. Вы будете слышать его недовольное, вызывающее «Да ну!» буквально по отношению ко всему, с чем ребенок имел дело раньше. В лексиконе малыша появляются слова, которые обозначают плохое, и это плохое относится к вещам, которые сами по себе никакой опасности не несут.

3.    Упрямство — это когда ребенок настаивает на своем не потому, что он этого действительно хочет в данный момент, а просто из прихоти. Малыш как бы проверяет, может ли он что-либо потребовать и выполнят ли это. Еще одним мотивом упрямства является то, что ребенок ни за что не хочет отступать от первоначального решения.

4.    Своеволие — это когда ребенок все хочет делать сам, отказывается от помощи взрослых и стремится к самостоятельности там, где еще мало что умеет.

5.    Протест — это когда поведение ребенка таково, будто он находится в состоянии войны с окружающими, в постоянном конфликте с ними. Частые ссоры с родителями в этом возрасте являются обычным делом.

6.    Обесценивание ребенком личности близких. Малыщ может начать обзывать мать или отца бранными словами, которые раньше никогда не употреблял.

7.    Деспотизм или ревность. Этот двойственный симптом обнаруживается в разных семьях по-разному. В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. У ребенка появляется желание проявить деспотическую власть по отношению к окружающим. Так, мать не должна уходить из дома, она должна сидеть в комнате, как он этого требует. По мнению малыша, ему должны  достать все, что он хочет. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда исполнялись практически все его желания.

В семье же с несколькими детьми этот симптом называется симптомом ревности по отношению к младшим или старшим, если в семье есть еще дети. В нем проявляется та же тенденция к господству, к власти, деспотизму.

Кризис трехлетнего возраста направлен против авторитарного воспитания, ребенок жаждет самостоятельности, он перерос ту опеку, с которой жил в раннем возрасте. Ему кажется, что говорить «нет» и быть личностью — это одно и то же. Именно осваивая такие формы поведения, ребенок пытается проявить себя как личность.

Мы хотим еще раз подчеркнуть, что кризис 3 лет является сложным, но нормальным периодом в жизни любого ребенка. Так малыш овладевает новыми, более взрослыми формами поведения, и взрослые должны с пониманием и заботой относиться к маленькому человеку, который познает самого себя.

У ребенка должна быть уверенность, что, как бы он себя ни вел, его всегда будут любить и никогда не бросят.

Уважайте мужество ребенка, переживающего первый кризис самопознания. Постарайтесь относиться к этому с долей юмора и благоразумием, и тогда вскоре малыш будет способен понять, что самостоятельность — это не просто отрицание. Чтобы быть самостоятельным, надо много знать и уметь.

Давать общие советы, конечно, легче, чем иметь дело с конфликтующим малышом на практике. Что ж, приведём и некоторые рекомендации. Так, психолог Ле Шан предлагает сделать слово «нет» поводом для развлечения, игры. Оно потеряет свою опасность, если мама скажет «нет» до того, как его произнесет малыш. Например, мама спрашивает: «Как насчет того, чтобы съесть немного рыбы на завтрак, Петя?» — а затем, гримасничая, тут же отвечает сама себе: «Нет! Нет! Нет!» Или: когда родители говорят «нет» в ответ на все, что им скажет ребенок. Тем самым они обращают внимание ребенка на то, что часто произносить это слово — довольно глупое занятие, ничего хорошего из этого не получится.

Можно пойти и немного другим путем — сказать ребёнку: «Тебе абсолютно запрещается при любых обстоятельствах чистить зубы и тебе нельзя ложиться спать до полуночи!» Если это произносится с широкой ухмылкой, это только укрепляет родительский авторитет и дает положительные результаты. Так ребенок постигает, что ко всем запретам надо подходить осознанно.

Пришло время понять, что ваш малыш — личность и у него появляются собственные потребности, желания. Покажите ребенку, что вы уважаете его право на выбор, на свою точку зрения и т. д.

Конечно, переход от беспомощного ребенка к зрелой личности, принимающей решения и несущей за них ответственность, — процесс длительный, а вы находитесь только в самом начале пути. И по большому счету, ребёнок  понимает, что без помощи взрослых достичь чего-либо вряд ли получится.

Как строить разговор с трехлетним малышом, чтобы выйти из конфликтной ситуации, не задев его достоинствава? Например, можно использовать следующие фразы:

«Ты еще не настолько взрослый, чтобы переходить че-рез дорогу один, но ты сейчас действительно достаточно, взрослый, чтобы самому выбирать, что будешь есть на завтрак: овсяные хлопья или яичницу с колбасой»;

«Ты еще не настолько взрослый, чтобы решать, когда тебе идти спать, но ты уже достаточно взрослый, чтобы выбирать, где ты будешь играть днем: во дворе или дома» и т. д.

При внимательном, мудром и заботливом отношении к ребенку можно, не травмируя его, погасить агрессию, с которой вы столкнулись. И еще помните: осваивая негативные формы поведения, ребенок сможет в будущем уверенно сказать «нет» — торговцу наркотиками; «нет» — участию в драке и т. д.

При благоприятном выходе из кризиса 3 лет малыш вступает в качественно новые отношения с родителями. У него появляется гордость за свои достижения. А также:

1.    Стремление к достижению результата своей деятельности: дети не просто манипулируют с предметами, но настойчиво ищут нужный способ решения задачи. Неудача, как правило, не приводит к отказу от задуманного — дети не меняют своих намерений и конечной цели;

2.    Достигнув желаемого, дети стремятся тут же продемонстрировать свои усилия взрослому, без одобрения которого эти усилия в значительной степени теряют свою ценность. Отрицательное или безразличное отношение взрослого к результату его деятельности может сильно обидеть ребенка;

3.    У детей наблюдается обостренное чувство собственного достоинства, которое выражается в повышенной обидчивости и чувствительности к признанию их достижений, эмоциональных вспышках по пустякам, в баловстве и преувеличении собственных успехов.

Следует учитывать, что временные рамки кризиса трехлетнего возраста в каждом конкретном случае могут различаться. Отклонения в ту или иную сторону могут достигать 5-6 месяцев, и это нормально.

Успешно преодолев кризис 3 лет, ребенок к 4 годам уже способен владеть не только своим телом, но и голосом: его речь становится более четкой, ясной. Малыш уже умеет общаться и довольно хорошо излагать свои мысли.

Дети в этом возрасте обожают играть «во взрослых» или «работать», как взрослые. Они с удовольствием играют со сверстниками, но игра со взрослыми — по-прежнему наивысшая радость. Это позволяет родителям и воспитателям эффективно руководить деятельностью ребенка и направлять ее в необходимое русло.

Ребенок 3-4 лет из-за своей уникальной возможности буквально впитывать огромное количество информации о внешнем мире нуждается в мудром учителе. Для полноценного формирования ребенка необходимо постоянное умелое руководство со стороны взрослых. Взрослых, которые знают об особенностях развития психических и физических процессов в организме малыша и способны формировать их грамотно и заботливо.

Специалисты ГОУ «Центр «Семья»» помогут найти ответы на вопрос как воспитывать ребенка. Мы рады видеть Вас у нас в центре. По интересующим Вас вопросам вы можете обращаться по телефону 41-11-91.

 

Директор ГОУ «Центр «Семья»»       Тонышева Наталья Викторовна

© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»