Публикации

 Семейное воспитание сознательно направлено на формирование определенных качеств и умений. Воспитательное воздействие осуществляется двумя механизмами: поощрением поведения, которое родителями считается правильным, и наказанием за нарушение установленных правил. Эти механизмы позволяют сформировать систему норм, которая постепенно становится привычкой и внутренней потребностью. Кроме того, в воспитании действует еще один механизм – идентификация, когда ребенок подражает своим родителям, берет их за образец поведения.

Кроме сознательных, специально осуществляемых, механизмов в воспитании невольно задействованы семейная атмосфера и семейные условия, к которым относятся социальное положение, род занятий, материальный уровень, уровень образования, семейные ценности. Нарушение в любой составляющей может привести к отрицательным последствиям в развитии личности ребенка. В связи с этим выделяются различные стили семейного воспитания:

Авторитарный стиль воспитания (диктаторский, доминирующий) – это такой стиль воспитания, при котором родители всегда принимают за своего ребенка решения и считают, что он должен всегда и во всем подчиняться их воле. При таком воспитании у детей ограничена возможность вырасти самостоятельным, уверенным в себе человеком.  Если подросток с сильным характером, активен, то неизбежны конфликты, агрессия, враждебные отношения по отношению к родителям. Такие дети, вырастая, уходят из дома при первой же возможности. В случаях, когда подросток слабохарактерный, неуверенный в себе, то из него вырастет подавленный, зависимый и неуверенный в себе человек. В любом случае при таком стиле воспитания сформированы механизмы лишь внешнего контроля, основанные на чувстве страха перед наказанием, и как только угроза наказания исчезает, поведение подростка может стать непредсказуемым.

Демократический стиль воспитания -  стиль воспитания, направленный на сотрудничество и партнерские отношения, при котором родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.  Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают и обсуждают мнение и советы родителей.  Родители требуют от своих детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное поведение в будущем.

Попустительский стиль воспитания – снисходительный и либеральный стиль воспитания, при котором ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. В этом случае границы дозволенного и недозволенного в сознании ребенка размыты, ребенок не знает четко, что можно, а что нельзя. Взрослея, такой   подросток столкнется с многочисленными конфликтами в отношениях с другими людьми, которые не будут готовы во всем с ним соглашаться или потакать. Кроме того, такие подростки, сталкиваясь с проявлением равнодушия со стороны родителей, часто испытывают страх и неуверенность.

Хаотический, или непоследовательный, стиль воспитания – стиль, при котором отсутствует единый подход в воспитании. Либо один родитель воспитывает прямо противоположно, чем другой, либо одни и те же родители в одних ситуациях наказывают, а в других, сходных, ведут себя прямо противоположно. При таком стиле воспитания ребенок никогда не знает, как ему лучше поступить, и происходит хроническое неудовлетворение потребности в стабильности и упорядоченности окружающего мира. Это в итоге приводит к формированию повышенной тревожности, неуверенности, импульсивности, в сложных ситуациях – к агрессивности, неуправляемости, повышенной подозрительности к окружающим. Не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений и заниженная самооценка.

Опекающий стиль воспитания – стиль, при котором родители стремятся всячески оградить ребенка от проблем, решая их за него. Таким образом, ограничивается самостоятельность и способность обучаться решать различные проблемы. С одной стороны это приводить к преувеличению собственной значимости ребенка, а с другой – формирует незрелость, несостоятельность, заниженную самооценку.

Поведение подростка в семье во многом определяется атмосферой, господствующей в ней. Если подросток чувствует любовь родителей, родители к нему внимательны, но не навязчивы, то и этот сложный период взросления пройдет у ребенка, скорее всего, гладко, без срывов. И наоборот, если подросток ощущает заброшенность, ненужность, чрезмерную опеку, то появляется черствость, эгоизм, агрессия по отношению к другим.

© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»