Публикации

Духовно-нравственное развитие личности по ФГОС обозначает «педагогически организованный процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности» школьника, при котором будет развиваться его способность встраиваться во всевозможные системы социальных отношений с опорой на сформированные моральные нормы и нравственные идеалы.
Каковы же пути реализации духовно-нравственного воспитания в рамках ФГОС?
Первый путь - Урочная деятельность
При традиционном подходе к процессу школьного обучения перед учителем всегда ставилась задача реализовывать в ходе урока не только образовательную и развивающую цели, но и достигать воспитательного эффекта. Он предусматривает решение воспитательных задач в процессе преподавания школьных учебных предметов, относящихся как к основному, так и вариативному компоненту учебного плана.
Большой потенциал для осуществления духовно-нравственного развития имеют школьные дисциплины гуманитарной и эстетической направленности. Но, в принципе, воспитательные цели могут быть реализованы на материале любого учебного предмета. В ходе уроков можно использовать такие формы работы:
• изучение лучших образцов художественной культуры, предметов искусства;
• ознакомление с героическими историческими событиями своего государства;
• просмотр и последующее обсуждение фрагментов художественных и документальных фильмов;
• проведение сюжетно-ролевых или деловых игр;
• организация дискуссионной формы общения;
• создание проблемных ситуаций;
• решение практических задач.
Каждый предмет имеет свои способы и особенности реализации воспитательного аспекта.
Второй путь - Внеурочная деятельность
Формирования основных культурных ценностей должно включать проведение внеурочных воспитательных мероприятий, например:
• общешкольные или семейные праздники;
• коллективные творческие дела;
• интерактивные квесты;
• интеллектуальные викторины;
• конкурсы;
• диспуты;
• ток-шоу.
Данное направление включает также организацию работы различных форм дополнительного образования:
• кружков;
• клубов по интересам;
• секций.
Главной педагогической единицей внеурочной деятельности считается культурная практика. Это понятие подразумевает организацию культурного события при активном участии школьников, что обеспечивает расширение детского опыта конструктивного творческого взаимодействия в культуре.
Третий путь - Внешкольная деятельность
Воспитательный процесс духовно-нравственного развития школьников в рамках ФГОС должен включать организацию для них социальной практики. Смысл таких мероприятий заключается в том, что дети привлекаются к решению важных социальных и общественных задач. Это будет способствовать формированию у них активной гражданской позиции и социальных компетентностей, получению опыта конструктивного гражданского поведения. Например, дети могут участвовать в реализации социальных проектов «Сохраним малые реки», «Чистота моих улиц» и т.д.
В раздел воспитательного плана, касающегося внешкольной деятельности, можно включить следующие мероприятия:
• трудовые и экологические десанты;
• экскурсии;
• благотворительные или гражданские акции;
• военно-патриотические мероприятия.
Четвертый путь - Семейное воспитание
Духовно-нравственное воспитание ребенка начинается в семье и школа не заменяет, а усиливает этот процесс. Поэтому необходимо, соблюдая принцип преемственности и сотрудничества, устанавливать тесные взаимосвязи между семьей и школой. Для этого рекомендуется:
• проводить семейные праздники;
• использовать систему творческих домашних заданий, при выполнении которых ребенку будет необходима помощь родителей;
• приобщать родителей к участию во внеурочных школьных мероприятиях;
• включать родителей в органы управления образовательным заведением.
Также следует уделять внимание изучению уровня воспитательного потенциала семей школьников и содействовать духовно-нравственному и гражданскому воспитанию родителей. Для этого можно организовывать тематические лекции, диспуты и семинары для родителей, использовать нестандартные формы проведения родительских собраний.

 

 

 


Информация с сайта: http://pedsovet.su/fgos/6401_duhovno_nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov
Г. Чита
ул. Ленина, 27а
тел. 41-11-91
semya2003@list.ru
8914-438-90-50
Наш сайт: www.centr-semya.ru

 

Государственное учреждение «Забайкальский краевой Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи « Семья»


Пути реализации духовно-нравственного воспитания в рамках ФГОС
(информация для преподавателей)

Чита, 2017 г.
 

© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»