Публикации

1. В случае незначительной агрессии – спокойное отношение.
- переключение внимания, например предложение какого-либо задания: «Помоги мне, пожалуйста достать книгу, ты же выше меня»;
- позитивное обозначение поведения: «Ты сердишься потому, что ты утомился»;
- полное игнорирование реакций.
2. Акцентирование внимания на поведение, а не на личность.
После того, как ребенок успокоится, можно обсудить с ним его поведение. Следует описать его действия, слова, не давая при этом никакой оценки. Обсуждать только конкретные факты, которые происходили «здесь и сейчас». Постараться продемонстрировать, что агрессия больше всего вредит ему самому.
Один из приемов снижения агрессии – это установление обратной связи:
- констатация факта («Ты ведешь себя агрессивно»);
- констатирующий вопрос («Ты злишься?»);
- раскрытие мотивов поведения («Ты хочешь меня обидеть?», «Ты хочешь показать, что ты сильнее?»);
- озвучивание своих чувств по отношению к поведению ребенка («Мне не нравится, когда со мной грубо разговаривают», «Я злюсь, когда на меня громко кричат»);
- апелляция к правилам поведения («Мы с тобой договаривались!»).
Давая обратную связь, взрослый должен проявить заинтересованность, твердость и доброжелательность. Ребенок должен понять, что родители (педагог) хорошо относятся к нему самому, но против того, как он себя ведет.
3. Контроль над собственными негативными эмоциями.
Несмотря на то, что когда ребенок демонстрирует агрессивное поведение, это вызывает у взрослых негативные эмоции, взрослым нужно признать естественность и нормальность этих переживаний. Когда взрослый управляет своими эмоциями, то не подкрепляет агрессивное поведение ребенка и сохраняет с ним хорошие отношения. А также транслирует, как можно и нужно взаимодействовать с агрессивным человеком.
4. Снижение напряжения ситуации.
Это одна из главных задач взрослого, которая стоит на первом месте.
Однако, взрослые часто допускают ошибки, которые только усиливают напряжение и агрессию:
- повышение голоса;
- демонстрация власти («Будешь делать так, как я скажу!»);
- высмеивание, сарказм;
- негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
- использование физической силы;
- непреклонное настаивание на своей правоте;
- «чтение морали»;
- наказание или угроза наказания;
- сравнения ребенка с другими детьми не в его пользу;
- обобщения («Вы все одинаковые!», «Ты, как всегда…»);
- команды и давление;
- оправдания, подкуп, награды.
5. Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку очень трудно признавать свою неправоту. Страшнее всего для него – публичное осуждение. Используя различные защитные механизмы поведения, дети стараются этого избежать. Необходимо:
- публично минимизировать вину («Ты не хотел его обидеть», «Ты плохо себя чувствуешь»), но в личной беседе показать истину;
- не требовать полного подчинения, позволить ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить компромисс.
6. Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Это самое важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка. Чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей. Поведение взрослого, позволяющего показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- внимательное (активное) слушание. Это слушание, без анализа и оценок, позволяющее собеседнику высказаться. Все, что необходимо – это поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
- пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
- прояснение ситуации наводящими вопросами;
- признание чувств ребенка;
- юмор.
Дети очень быстро и охотно перенимают модели конструктивного поведения. Главное – искренность взрослого и соответствие его действий словам.

Источник информации: https://open-lesson.net

 

© Государственное учреждение "Забайкальский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Семья"