Публикации

 Как правило, конфликты учителей с родителями начинаются с конфликта учителя с учеником. Ученик не может быть всегда послушным, а учитель всегда терпеливым. Это человеческий фактор, и никуда от него не деться.
Как же разрешить конфликт между учеником, учителем и родителями с минимальными потерями?
Как определить, что между учителем и учеником есть конфликт?
Есть несколько верных признаков того, что Ваш ребенок попал в конфликтную ситуацию с учителем. Каковы же они? Вам следует задуматься, если Ваш ребенок:
- стал терять интерес к учебе;
- отказывается идти в школу (это более характерно для учеников младшей школы) или просто пренебрегает каким-то предметом (более характерно для средней и старшей школы);
- ведет себя так, как будто какого-то предмета не существует: «забывает сделать» домашнее задание, «забывает» учебник или тетрадь по этому предмету;
- странным образом реагирует на вопросы, как у него дела по определенному предмету, каков учитель – то есть раздражается или, наоборот, замыкается в себе и не отвечает на вопросы;
- изображает карикатуры на определенного учителя, возможно даже в самом учебнике или тетради по определенному предмету;
- имеет тетрадь по определенному предмету намного грязнее, чем другие;
- спрашивает Вас по приходу с родительского собрания, был ли там определенный учитель;
- имеет плохую успеваемость по определенному предмету, а на расспросы отвечает, что ему «плевать», что этот предмет ему «не нужен»;
- обнаруживает заниженную самооценку, неуверенность в себе (обычно это характерно для младшего школьника);
- имеет множество записей в дневнике о плохом поведении на определенном уроке.

С чего начать разрешение конфликта?
Начать разрешение конфликта необходимо с беседы со своим ребенком и выяснений всех обстоятельств.
Итак, Вы сели рядом с ребенком и спросили, какие у него отношения с определенным учителем. Дайте ему высказаться, рассказать все, что у него накипело, не перебивайте его и не вставляйте свои комментарии. Цель этого этапа разговора – дать возможность ребенку высказать то, что его тревожит. Пусть он говорит один, даже если он допускает нелицеприятные выражения – не останавливайте его и не делайте ему замечания – это нормальная реакция. Когда он будет останавливаться, чтобы подобрать слово – помогайте ему, пробуйте угадать его состояние: «ты взбешен?», «тебе обидно?», «тебе больно?». После того, как ребенок «спустит пар», Вы сможете перейти к конструктивной части диалога. Прежде всего, узнайте, что он думает обо всем этом, как бы он хотел решить назревшую проблему.
Чтобы составить более-менее объективную картинку конфликта, Вы должны собрать как можно больше информации о нем – как от своего ребенка и учителя, так и от посторонних лиц.
При разговоре с учителем помните, что он тоже человек, который имеет свои симпатии и антипатии, свои слабости, свои установки, идущие от начальства. Стоит проявить понимание, а не давить на учителя, требуя от него встать на сторону Вашего ребенка.
Лучше будет поговорить по душам с педагогом и выяснить его точку зрения на конфликт – возможно, Ваш ребенок Вам что-то не договаривает? Поговорите с педагогом доброжелательно, искренне. Главное – убедить педагога в том, что Вы видите в нем Вашего союзника, в том, что Вы должны выступать единой командой (и сами в это поверьте!). Ни в коем случае не применяйте оценку, агрессию, говорите на равных и проявляйте дипломатию.
Кстати, очень хорошим способом разрешения конфликта является хождение на родительские собрания – ведь на них не только можно услышать мнения разных учителей о своем ребенке, но и поговорить после собрания с определенным учителем.
Также поговорите с другими педагогами, спросите, что они думают про Вашего ребенка. Расспросите одноклассников, которые видят конфликт своими глазами. И помните - чем больше разной информации Вы соберете – тем проще и продуктивнее Вы разрешите конфликт.

Как разрешить разные типы конфликтов?
Конфликты учителя и ученика (а потом и учителя и родителей) возникают по разным причинам – а значит, и разрешать их нужно по-разному (кроме универсальных советов, приведенных выше).
1. Конфликт на почве агрессии ребенка.
Если Ваш ребенок – агрессор – Вы должны обговорить с учителем вопросы его перевоспитания. Например, пообещайте записать его в спортивную секцию, где его будут окружать физически крепкие ребята и где он сможет выплеснуть свои отрицательные эмоции и сбросить избыточную энергию.
Кроме этого, если Вы или Ваш муж умеете делать что-то необычное – например, папа-писатель или Вы-балерина – Вы можете проводить соответствующие занятия для детей раз в пару недель. Тогда Ваш ребенок будет ассоциироваться уже не с задирой-хулиганом, а с сыном того человека, который умеет делать такие интересные вещи!
Помимо этого, займитесь выяснением причин такого поведения своего ребенка сами. Возможно, ему просто не хватает внимания – и таким образом он привлекает взоры одноклассников к себе. Тогда договоритесь с учителем, чтобы он каждый день находил хотя бы малейший повод похвалить Вашего ребенка – тем самым, дав ему понять, что внимание можно привлечь и хорошими делами. И, конечно, спрашивайте каждый день у своего малыша о том, сколько раз он хотел разозлиться и броситься на кого-то с кулаками и сколько раз он подавил в себе это желание. Таким образом, Вы покажете ребенку, что агрессию можно не проявлять – и это реально!
2. Конфликт из-за проблем во взаимоотношениях детей.
Травля в школе – явление очень распространенное – и в Европе, Америке, и у нас. Если Ваш ребенок является жертвой нападок со стороны одноклассников или учителя – попробуйте поговорить с этим учителем и классным руководителем, чтобы Вы все вместе постарались поднять авторитет Вашего ребенка в классе.
Вы вместе с учителями могли бы направить свою энергию и энергию учеников в мирное русло, способствующее укреплению отношений между детьми. Очень хорошо этой цели способствуют различные походы, особенно с участием родителей ученика, подвергающегося нападкам. Представьте, если Ваш муж хорошо разведет костер или научит детей ловить рыбу? Ведь он приобретет огромный авторитет в глазах ребят – и часть этого авторитета перенесется и на Вашего ребенка!
3. Конфликт по причине занижения оценки.
Это, наверное, самая популярная причина конфликтов между детьми, родителями и учителями. Стандартная претензия родителей: «Моему ребенку незаслуженно занижают оценки». Одно дело, если речь идет об оценке в аттестате, и совсем другое – когда говорится о просто текущей оценке. Если Вы болезненно воспринимаете любые оценки ниже «5» у своего малыша и считаете их единственным показателем оценки знаний – для собственного успокоения потратьте деньги на час работы хорошего репетитора, чтобы он просто проверил знания Вашего ребенка. Вполне возможно, что учитель адекватно ставит оценки, а Вы просто немного переоцениваете знания своего ребенка.
Но если репетитор уверил Вас, что оценки действительно занижаются – тогда Вы вправе пойти в школу и узнать у учителя о критериях оценивания. Вменяемый учитель и расскажет Вам об этих критериях, и покажет работу Вашего ребенка с указанием на ошибки.
Бывает и так, что ребенок, плача, говорит о том, что его другу за аналогичное количество ошибок поставили более высокую оценку, чем ему. Если это единичный случай – успокойте малыша и скажите, что учитель мог просто пропустить какую-то ошибку – ведь у него очень много таких работ для проверки. Но если это повторяется из раза в раз – стоит также пойти к учителю и спросить о критериях оценивания и почему за равное количество ошибок ставится разное количество баллов. Кстати, если учитель новый, можно попросить его комментировать для детей, по каким критериям ставятся оценки – чтобы не было недопонимания.
Если тема отметок актуальна не только для Вашего ребенка – можно поднять ее на родительском собрании и попросить учителя разъяснить, в чем дело. Только помните, что никакой агрессии, крика и угроз не должно быть! Вы все интеллигентные люди – и должны решать вопросы мирно.
И помните главное правило: нет таких конфликтов, которые нельзя было бы решить мирным путем. Важно только желание, терпение и приложение усилий.

© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»