Публикации

 В учебной группе конфликты неизбежны, так как подростки находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы - создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д. В одной группе собираются подростки, имеющие разный опыт общения, привыкшие к раз¬ному образу и стилю жизни. Кроме того, возможны конфликты не только между подростками, но и между взрослыми и подростками, между педагогами. Следовательно, классному руководителю надо знать и уметь: как самому вести себя в конфликтной ситуации, как предупреждать и разрешать конфликты между детьми.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ КОНФЛИКТОВ БЫЛО МЕНЬШЕ?
Можно значительно уменьшить количество конфликтов в группе, если заниматься формированием межличностных отношений в коллективе, организацией общения. Для этого педагогам необходимо:
- изучать и постоянно осуществлять контроль за формированием коллекти¬ва, выявить лидеров, в том числе и негативных, постараться переориенти¬ровать их негативную направленность на позитивную;
- определить подростков с низким статусом, обычно это слабые или просто «дру-гие» подростки, попытаться изменить их статус посредством создания для них «ситуаций успеха»;
- организовать интересную, интенсивную деятельность, обеспечивающую занятость детей, эмоционально насыщенные формы взаимодействия;
- формировать нормы и традиции коллектива, в основе которых - забота, внимание друг к другу;
- организация игрового тренинга общения, способствующего формирова-нию взаимопонимания, выработке принципов общения в коллек¬тиве, коррекции взаимоотношений между подростками.
СПОСОБЫ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА
Задача участников конфликта - не уходить от него, а контролировать кон¬фликт и самого себя с целью получения наилучшего результата. Необходимо рассмат¬ривать любую конфликтную ситуацию как проблему, которую надо решить. С этой целью рекомендуется строить общение с соперником следующим образом:
1. Прежде всего, надо освободиться от отрицательных эмоций. Снять свое собственное эмоциональное раздражение помогут следующие приемы: релаксация, направление гнева по другому руслу - кратковременный выход из помещения, переключение отрицательных эмоций на другой объект; вербализация - открытое выражение своих чувств, проговаривание вслух того, как я себя чувствую. Необходимо также охладить или рассеять раздражение другого участника конфликта. Этому поможет: сочувственное выслушивание, предоставление возможности другому «выпустить пар», демонстрация понимания его состояния;
2. Второй шаг - высказывания, передающие то, как вы поняли слова и дей¬ствия собеседника, и ваше стремление получить подтверждение того, что вы поня¬ли его правильно. Это помогает увидеть ситуацию такой, какой она представляется противоположной стороне, понять, что движет антагонистом;
3. Далее необходимо продемонстрировать, что противник воспринимается вами как личность вопреки конфронтации (демонстрация уважения);
4. Проанализируйте ваши реальные желания и нужды, вашу цель - чего вы хотите достичь? Стоит ли ее добиваться?
5. Пригласите своего противника к совместному решению проблемы;
6. Определите свое видение проблемы и возможные пути ее решения;
7. Побудите противоположную сторону выдвинуть свои предположения;
8. Попытайтесь найти взаимовыгодное решение.
9. Постарайтесь придерживаться данной логики разрешения конфликта не толь¬ко тогда, когда вы являетесь одним из его участников, но и тогда, когда вы высту¬паете посредником в разрешении столкновения между другими.
КАК РАЗРЕЖАТЬ КОНФЛИКТЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ МЕЖДУ ДЕТЬМИ?
Прежде всего надо постараться выяснить источники конфликта. Наиболее распространенные причины конфликтов в подростковой среде:
а) борьба за лидерство;
б) ущемление достоинства или амбиций одного из подростков;
в) неподтверждение ролевых ожиданий, например: одна из конфликтующих сторон считала другую своей подругой, а та не поддержала ее в ситуации, когда на¬до «выручать»;
г) психологическая несовместимость (например, экстраверта и интроверта);
д) примитивный тип общения одного из противников: для него конфликтное поведение является нормой, он грубит, «задевает» других, постоянно провоцирует их на конфронтацию.
Итак, как действовать в ситуации конфликта между подростками педагогу? Психо-логи выделяют прямые и косвенные методы погашения конфликтов.
Прямые методы погашения конфликтов
- Примирение - на основе компромисса, который не ущемлял бы личного досто¬инства обеих сторон:
а) педагог поочередно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом пресекаются попытки очернить другого, выслушиваются только факты, а не эмоции. Затем педа¬гог принимает решение;
б) конфликтующие высказывают свои претензии друг к другу в группе. Решение принимается на основе выступления подростков и объявляется от лица группы. Но в этом случае группа должна находиться на достаточно высоком уровне раз¬вития и способна выступать посредником в разрешении конфликта.
- Если конфликт не утихает, педагог прибегает к санкциям в отношении конфлик-тующих.
- Если и это не помогает - как вынужденная мера представляется необходимость развести конфликтующих по разным группам.
- Прямые методы позволяют зачастую снять внешнее напряжение, сгладить ситуацию, но при этом могут загнать конфликт «вглубь», а не разрешить его. По¬этому предпочтительнее использовать другие методы.
Косвенные методы погашения конфликтов
1. Прежде всего надо дать конфликтующим возможность выговориться, «выпус¬тить пар». Задача педагога - не оценивать, не делать замечания, а внимательно слушать до тех пор, пока не выйдут все отрицательные эмоции и конфликтую¬щие не будут готовы принять спокойно и разумно доводы педагога и друг друга.
2. Затем педагог повторяет, уточняет высказанное обеими сторонами, пытает¬ся помочь им определить суть разногласий, сформулировать проблему, которую надо решить.
3. После этого следует предложение конфликтующим найти выход: «Что будем делать?» Посредник выслушивает предложения обеих сторон, подталкивает их к достижению компромисса или совместному решению проблемы.
Прием «Обнажение агрессии»
Классный руководитель организует игру или дискуссию, в процессе которой намеренно предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг к другу. Он побуждает их ссориться в его присутствии и достаточно длительное время не пре¬секает ссоры, чтобы дать возможность выговориться.
Прием «Принудительное слушание оппонента»
Классный руководитель побуждает конфликтующих ссориться в его присутствии, а затем останавливает ссору и дает следующую инструкцию: «А теперь каждый из вас, преж¬де чем отвечать оппоненту, должен как можно точнее повторить его последнюю реплику». Таким образом посредник принуждает спорящих к внимательному слу¬шанию друг друга, что уменьшает накал взаимного ожесточения и способствует росту самокритичности.
Прием «Обмен позициями»
Классный руководитель или мастер п/о предлагает спорящим поменяться местами, на которых они сидели, и продолжить спор, но при этом предъявлять друг другу обвинения от имени против¬ника. Этот прием побуждает конфликтующих взглянуть на ссору глазами оппонента.

© Государственное учреждение "Забайкальский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Семья"