Публикации

 Особенности развития ребенка от года до двух лет

Возраст от одного года до двух лет - это возраст активного исследователя. В новом, незнакомом месте ребенок, будет стремиться передвигаться, переходить от предмета к предмету, изучая их при помощи зрения и слуха, на-ощупь, а также нюхая и пробуя на вкус. При этом малыш не преследует никакой определенной цели, задача перед ним одна — освоение неизведанного мира.
Естественно, что происходит формирование личности ребенка. Он начинает осознавать свое «я», а самостоятельные действия позволяют вкусить первые успехи и испытать неудачи. При этом ребенок хочет противопоставить себя взрослым. Он не только резко протестует против управления собой, но сам пытается управлять родителями и другими близкими взрослыми людьми как предметами окружающего мира. Теперь малыш сам, желает решать, когда и куда пойти, когда петь или играть, как играть и во что и т. д. Не случайно этот период получил название «кризис первого года».
Кризисный период отличают следующие пять моментов:
1.    Ребенок проявляет упрямство, настырность, непослушание, требование повышенного внимания к себе.
2.    Во время кормления и одевания малыш стремится действовать самостоятельно. Случается, что он протестует против принятого распорядка дня.
3.    У ребенка возникает повышенная чувствительность к порицаниям и замечаниям взрослых: обидчивость, недовольство, агрессия, направленная на взрослых или на предметы.
4.    Поведение малыша в затруднительных ситуациях, связанных с тем, что у него не получается какое-либо действие, отличается противоречивостью. Например, ребенок просит о помощи, но сразу отказывается от нее.
5.    Повышенная капризность ребенка.
Изменения в отношении малыша к взрослым, вообще к внешнему миру, а также в отношении к самому себе имеют глубокую психологическую природу: у ребенка возникает осознание собственных желаний, независимых от желаний взрослых. Если раньше все, что было нужно малышу, исходило от родителей, бабушек, дедушек и т. д., то теперь он сам знает, чего хочет.
Однако появления желаний и возросшей активности еще мало для того, чтобы ребенок самостоятельно реализовал свои стремления, поскольку пока он нуждается в помощи и поддержке взрослых. Что говорить, ведь даже ходит малыш пока с трудом! И он старается использовать родителей в своих целях. Теперь ребенку нужно от взрослых не столько проявление хорошего отношения к нему, сколько поощрение его успехов и помощь в действиях. Без оценки и поддержки взрослого он не может ощущать свою самостоятельность, активность и значимость. Отсюда и идут все сложности взаимоотношений с годовалыми детьми, отсюда их обидчивость, требование повышенного внимания к себе и т. д. Итак, противоречие между отрешением малыша к самостоятельности и его зависимостью от родителей, от их помощи составляет основу так называемого кризиса одного года.
Показатели физического развития детей от года до двух лет.
К двум годам ребенок в среднем должен весить 11 -13 кг.
Длина тела малыша с одного до двух лет ежемесячно увеличивается на 1 см. К двухлетнему возрасту рост ребёнка в среднем составляет 82-91 см.
Неравномерный прирост размеров тела ребенка или его отсутствие, а также плохие показатели увеличения массы тела свидетельствуют о недостаточном физическом развитии. Что делать в таких случаях? Конечно, решение нужно искать вместе с врачом. Но наверняка прежде всего потребуется так называемая рационализация двигательного режима ребенка, иначе говоря, ребенку необходимо больше движения. Однако упражнения, игры должны быть специально подобраны.
Здоровые дети в возрасте от одного года до двух лет очень энергичны, и надо дать им возможность как следует подвигаться. Так они и окрепнут физически, и освоят навыки движения. Кроме того, при активной физической деятельности становится более прочной связь между двигательной деятельностью и работой мозга.
В этом возрасте можно порекомендовать родителям следующие занятия с ребенком:
·        Учите ребенка самостоятельно делать перебежки, при этом всячески поощряя его.
·        Играйте с малышом в безопасных местах в салочки, в догонялки-обгонялки.
·        Учите ребенка пятиться, придумывая для этого игры.
·         Учите малыша садиться на корточки и поднимать вещи; садиться в кресло, повернувшись к нему спиной.
·        Учите ребенка ударять ногой по мячу и отбрасывать его руками.
·        Учите малыша балансировать на цыпочках. Пусть он попробует ходить по краю тротуара, только при этом обязательно держите его за руку.
·        Учите ребенка танцевать под музыку, а также прыгать. Прыгать дети обожают. Они могут делать это на кровати, на старом матрасе, на подушках, на толстом поролоне, на маленьком батуте. По мере развития на подушках, на мягких подстилках и т. п. малыш сможет не только подпрыгивать, но и кувыркаться в прыжке: подъем вверх, обхватывание ног руками и переворот... Это упражнение хорошо развивает мышцы ребенка, учит его контролировать свои движения, удерживать равновесие.
·        Дайте малышу потренироваться в «альпинизме» на безопасных лесенках и решетках.
·        Двигательные навыки особенно хорошо совершенствуются на улице, когда малыш играет с игрушками, которые можно катить за собой или толкать перед собой вперед.
Мы предлагаем Вам несколько игр, которые очень нравиться детям
ИГРИВЫЙ КОТЕНОК
Цели игры: тренировка вестибулярного аппарата малыша, укрепление мышц туловища и конечностей.
Ход игры: расстелите на полу коврик. Ребенок сначала должен поползать по нему на четвереньках. Потом он должен остановиться, повернуть голову направо или налево (движение «кошечка крадется»), затем он должен склонить голову к полу (движение «кошечка пьет»).
СОБИРАЕМ ШАРИКИ И МЯЧИКИ
Цели игры: развитие у малыша навыков передвижения в горизонтальном и вертикальном положении тела, развитие умения различать цвет и форму предметов, укрепление мышц туловища.
 Ход игры: разложите на полу цветные шарики или мячики и попросите ребенка собрать их, потом принести к ящику и сложить в него. Игру можно усложнить. Для этого разместите перед рассыпанными шариками и мячиками несколько преград (например, подушки, маленький стульчик, невысокую скамейку), которые малыш, прежде чем собрать шарики, должен преодолеть, или попросите ребенка собрать только красные или зеленые шарики, либо только маленькие, либо исключительно большие и т. д.(«Дай мне шарики вот такого цвета», и показываете образец. Если  ребенок приносит шарики, точно такие же как у вас в руке, то вы его поощряете, а потом учите название цвета.)
Желаем вам приятно провести время со своим малышом!
Специалисты ГОУ «Центр «Семья»» помогут найти ответы на вопросы: как воспитывать ребенка: быть строгим или ласковым, принципиальным или лаяльным, поощрять или наказывать. Мы рады видеть Вас у нас в центре. По интересующим Вас вопросам вы можете обращаться по телефону 41-11-91.
 
Директор ГОУ «Центр «Семья»»       Тонышева Наталья Викторовна
 
© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»