Публикации

Учителя манипулируют учащимися
Доносчики. Некоторые учителя (и воспитатели дет¬ских дошкольных учреждений) приучают детей докла¬дывать, кто нарушает установленные правила (сквер¬нословит, хулиганит, курит и т.п.). Ябед поощряют. Мишенью воздействия является желание ребенка получить похвалу и поддержку старшего. Приманкой — поощрения и «особые отношения». Изнанкой этой манипуляции является, во-первых, ненависть, которой платят дети ябедам. Во-вторых, у ребенка вырабатывается привычка к доносам, которая в нашем обществе осуждается.
Любимчики. Учителю спокойнее, когда среди уча¬щихся есть «свои», которых он подкупил тем, что бо¬лее лояльно относится к их устным ответам и пись¬менным работам. Мишень воздействия и приманка здесь те же, как и в предыдущей манипуляции. Пагубность наличия лю¬бимчиков в том, что остальные дети (а их большин¬ство) страдают от несправедливого отношения к ним. Дети вообще воспринимают несправедливость крайне болезненно. Из любимчиков же вырастают подхалимы, еще в детстве вкусившие блага от расположения лиц, обладающих хоть какой-то властью.
«Оставлю после уроков весь класс!»Обычно этим угрожают, чтобы обратить на нарушителей недовольство всего класса, надеясь повлиять на них таким образом. Этой манипуляцией учитель перекладывает ответ¬ственность за поддержание порядка на учащихся. Но это обязанность именно учителя. Дети интуитивно чувствуют — здесь что-то не так, и возмущение свое они направляют на учителя. Мишенью воздействия на нарушителей учитель делает желание детей уйти поскорей домой, а приман¬кой — выставление нарушителей в качестве причины задержки всего класса. Эта манипуляция приносит учителю не тот результат, на который он рассчитывал. Причина: вместо аттракции — негодование учащихся. Расписываясь в своей неспособности призвать к порядку нарушителей, учитель одновременно теряет и свой авторитет.
Снижение оценки. Учитель не имеет права снижать оценку ученику по своему предмету за его плохое по¬ведение. Есть специальные отметки за поведение, можно писать замечания в дневнике, вызывать родителей и т.п. Манипулятивность снижения оценки в том, что это фактически злоупотребление учителя своей властью над учащимися. Мишень воздействия здесь - желание ученика иметь оценку, которую он заслуживает. Приманка - фактическая невозможность опротестовать решение учите¬ля, ведь разбор этого инцидента выставит ученика в еще худшем свете - вскроются какие-либо его «подви¬ги». Попытки изменить ситуацию обречены на провал в силу корпоративной солидарности учителей. И класс¬ный руководитель, и завуч, и директор сами натерпе¬лись от возмутителей спокойствия, поэтому опреде¬ленно поддержат учителя. Именно поэтому протест пострадавших от этой манипуляции не идет дальше возмущения в разговоре с самим учителем.
«Ты у нас самый умный». Так реагируют некоторые учителя на трудные для них вопросы учащихся. Учитель не знает, как ответить. Возможны и другие формы подобной манипуляции. Ученик: «А почему Непер положил в основу логарифмов именно число «е»?
Учитель: «Я его об этом не спрашивал».
Класс смеется, зная, что Непер умер давным-давно. Это «остроумие» учителя хуже вредительства: любо¬знательные ученики уже никогда не потревожат этого учителя вопросами. А жаль. Ведь именно так убивается стремление к познанию.
Скрытое управление со стороны педагогов
Насмешки. Это элемент скрытого управления деть¬ми. Оно играет положительную роль, если (в отличие от манипуляции) щадит их самолюбие и достоинство и не создает конфликтных ситуаций.
Дети — и младшие школьники, и старшеклассники — чуть ли не больше всего на свете боятся быть осмеянным классом. Вызвать смех у детей легко, ведь потребность смеяться у них огромна (и значительно превышает соответствующую потребность взрослых). И потому мало-мальски остроумный, находчивый учитель может «организовать» дружный смех над кем-то из учеников. Таких учителей побаиваются. Потенциальные нарушители на их уроках «берегут силы» для других учителей. Таким образом, если насмешки ожидают только нарушителей дисциплины или ленивых, то претензий к такому виду скрытого управления нет. Другое дело, если насмешки используются учителем для давления на учащихся без особой к тому необходимости, а тем более — для унижения кого-либо из них.
«Равняйся на старшего брата!» Если старшие брат или сестра ребенка учились в той же школе, причем лучше, чем он сам, то сравнение с их успеваемостью постоянно довлеет над ним. Практика показывает, что этот способ скрытого управления со стороны учителей весьма действен, особенно если неназойлив. Довольно часто приходится слышать рассказы уже взрослых людей о том, что им приходилось в течение всей своей школьной жизни «догонять пятерки» стар шего брата или сестры. Мишенью воздействия здесь является конкуренция детей в семье за право считаться лучшим. А арбитрами выступают учителя и родители. Приманка — сравнение успеваемости.
Письма родителям. Письма из деканата родителям сту¬дентов — это, как оказалось, сильнейшее средство моти¬вации студентов к улучшению отношения к занятиям. Вырвавшись из-под родительской опеки (особенно те, кто уехал из дому) и пользуясь слабым контролем в вузах за посещаемостью занятий, некоторые нагуливают себе большое число пропусков, и как результат — плохие оценки в сессии. Многие из них «берутся за ум», лишь узнав, что деканат может сообщить родителям, как их дитятко оправдывает усилия семьи по содержанию его в стенах института.
Советы педагогам в борьбе с детской манипуляцией
Людям, которые занимаются воспитанием и обучением подрастающего поколения, стоит быть наиболее осторожными в своих поступках. Следовательно, они должны придерживаться таких золотых правил в случае детской манипуляции:
1. Выдержка. Педагог — это призвание, а не профессия. Поэтому необходимо мудро оценивать возникший конфликт. Нерадивый воспитанник может наотрез отказаться выполнять задание или возложенное на него поручение. При этом необходимо держать себя в руках, чтобы вспышкой агрессии не усугубить положение. Детская манипуляция может быстро пройти, если при этом педагог проявляет хладнокровие и выдержку.
2. Анализ требований подопечного. Не всегда ребенок хочет необоснованное, поэтому следует разобраться в причинах возникшей проблемы. Есть реальная возможность того, что манипуляция детей является элементарным скрытым протестом против притеснения их прав. Проблему нужно решать на корню, чтобы детский каприз не перерос в откровенную агрессию ко всем окружающим.
3. Поощрение. Маленький смутьян может быть удивлен необычной манерой поведения педагога. Запрещая одно, мудрый человек, которому доверили воспитание детей, может дозволить другое. При этом юный манипулятор переключает свое внимание на иной объект, тем самым автоматически прекращая начинающийся конфликт.

Информация взята с сайтов:
https://nsportal.ru/vuz/psikhologicheskie-nauki/library/2017/03/26/kak-protivostoyat-detskim-manipulyatsiyam
https://studopedia.ru/14_52237_problema-manipulirovaniya-v-shkole-priznaki-i-prichini-manipulyatsii-osnovnie-manipulyativnie-tipi.html
Режим работы ГУ «Центр «Семья»:
09.00-18.00
Суббота: 09.00-14.00
Воскресенье – выходной.
Адрес:
672010, Забайкальский край
г. Чита, ул. Ленина, д. 27-а
Электронный адрес: semya2003@list.ru
Сайт:
http//www.centr-semya.ru
Телефон:
8-914-438-90-50

 

© Государственное учреждение "Забайкальский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Семья"