Публикации

Сохранение положительной репутации ребенка.
Ребенку, тем более подростку, очень трудно признать свою неправоту и поражение. Самое страшное для него - публичное осуждение и негативная оценка. Дети и подростки стараются избежать этого любой ценой, используя различные механизмы защитного поведения. И действительно, плохая репутация и негативный ярлык опасны: закрепившись за ребенком/подростком, они становятся самостоятельной побудительной силой его агрессивного поведения.
Для сохранения положительной репутации целесообразно:
• публично минимизировать вину подростка («Ты неважно себя чувствуешь», «Ты не хотел его обидеть»), но в беседе с глазу на глаз показать истину;
• не требовать полного подчинения, позволить подростку/ребенку выполнить ваше требование по-своему;
- предложить ребенку/подростку компромисс, договор с взаимными уступками.
Настаивая на полном подчинении (то есть на том, чтобы ребенок не только немедленно сделал то, что вы хотите, но и тем способом, каким вы хотите), можно спровоцировать новый взрыв агрессии.
Демонстрация модели неагрессивного поведения.
Важное условие воспитания «контролируемой агрессии» у ребенка - демонстрация моделей неагрессивного поведения. При проявлениях агрессии обе стороны теряют самообладание, возникает дилемма - бороться за свою власть или разрешить ситуацию мирным способом. Взрослым нужно вести себя неагрессивно, и чем меньше возраст ребенка, тем более миролюбивым должно быть поведение взрослого в ответ на агрессивные реакции детей.
Поведение взрослого, позволяющее показать образец конструктивного поведения и направленное на снижение напряжения в конфликтной ситуации, включает следующие приемы:
- нерефлексивное слушание. Это слушание без анализа, дающее возможность собеседнику высказаться. Оно состоит в умении внимательно молчать. Здесь важны оба слова. Молчать - так как собеседнику хочется, чтобы его услышали, и меньше всего его интересуют наши замечания; внимательно - иначе человек обидится, и общение прервется или превратится в конфликт. Все что нужно делать - поддерживать течение речи собеседника, стараясь, чтобы он полностью выговорился;
• пауза, дающая ребенку возможность успокоиться;
• внушение спокойствия невербальными средствами;
• прояснение ситуации с помощью наводящих вопросов;
• использование юмора;
• признание чувств ребенка.
Дети довольно быстро перенимают неагрессивные модели поведения. Главное условие - искренность взрослого, соответствие его невербальных реакций словам.
Снижение напряжения ситуации.
Основная задача взрослого, сталкивающегося с детско-подростковой агрессией, - уменьшить напряжение ситуации.
Типичными неправильными действиями взрослого, усиливающими напряжение и агрессию, являются:
• повышение голоса, изменение тона на угрожающий;
• демонстрация власти («Учитель здесь пока еще я», «Будет так, как я скажу»);
• крик, негодование;
• агрессивные позы и жесты: сжатые челюсти, перекрещенные или сцепленные руки, разговор «сквозь зубы»;
• сарказм, насмешки, высмеивание и передразнивание;
• негативная оценка личности ребенка, его близких или друзей;
• использование физической силы;
• втягивание в конфликт посторонних людей;
• непреклонное настаивание на своей правоте;
• нотации, проповеди, «чтение морали»;
• наказание или угрозы наказания;
• обобщения типа: «Вы все одинаковые», «Ты, как всегда, ...», «Ты никогда не...»;
• сравнение ребенка с другими детьми (не в его пользу);
• команды, жесткие требования, давление;
• оправдания, подкуп, награды.
Некоторые из этих реакций могут остановить ребенка на короткое время, но возможный отрицательный эффект от такого поведения взрослого приносит куда больше вреда, чем само агрессивное поведение.
Буклет составлен с использованием информации сайта: https://infourok.ru/prakticheskie-rekomendacii-dlya-pedagogov-po-profilaktike-i-korrekcii-agressivnogo-povedeniya-podrostkov-818349.html

 

Г. Чита
ул. Ленина, 27а
тел. 41-11-91
semya2003@list.ru
8914-438-90-50
Наш сайт: www.centr-semya.ru

 

© Государственное учреждение "Забайкальский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Семья"