Публикации

Статья написана по материалам книги Г.Н. Соломатиной "Приёмные дети: Как справиться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье" М.: Гуманитарный изд. центр "ВЛАДОС", 2013.

 Особенности памяти и воображения приёмных детей

Разговор о том, насколько важно приёмным родителям знать особенности психического развития приёмного ребёнка мы начали в прошлой статье, в которой рассмотрели особенности восприятия и внимания детей, находящихся в детских домах. В данной статье мы остановимся на памяти и воображении приёмных детей, на тех особенных моментах, которые необходимо знать и учитывать приёмным родителям для того, чтобы понимать и принимать в ребёнке те или иные личностные и поведенческие проявления.
Особенности памяти приёмных детей: память – это психический процесс, обеспечивающий сохранение в коре головного мозга информации из прошлого опыта. Именно память помогает нам повторно использовать в любом деле воспринятые ранее объекты и процессы окружающей жизни. Память связывает прошлое  человека с его настоящим и будущим. Она является важнейшей познавательной функцией, память позволяет человеку развиваться и обучаться.
Дети-сироты с первого дня жизни в замещающей семье часто вспоминают не слишком приятные ситуации из жизни в кровной семье или в детском доме. Эти воспоминания производят очень тяжёлое впечатление на приёмных родителей. В такие моменты нужно просто внимательно выслушать ребёнка, выразить своё сочувствие по поводу его нелёгкой жизни. Ни в коем случае нельзя негативно оценивать кровных родителей ребёнка.
Память приёмных детей, кроме того, характеризуется избирательностью. То, что ребёнку понравилось или вызвало интерес, он запоминает без труда. Однако произвольное запоминание, например, домашних заданий вызывает большие трудности.
Приёмный ребёнок хорошо запоминает события своей жизни, которые вызвали у него отрицательные эмоции. Ребёнок будет достаточно долго помнить все случаи, когда его отругали или наказали. Поэтому приёмным родителям надо проявить терпение, как можно чаще вспоминая вместе с ребёнком события, вызвавшие положительные эмоции.
Особенности воображения приёмных детей: в сознании человека постоянно появляются различные образы, отражающие окружающий мир. С помощью воображения он может преобразовывать эти образы в новые представления, иногда и нереальные. Благодаря воображению человек может проявлять творчество в любой деятельности, планировать её и управлять ею. Он может нарисовать себе любые картины собственной жизни в настоящем или будущем, может изменить последовательность событий прошлого и т.д.
У детей, имеющих негативный опыт, прошлое чаще всего связано с тяжёлыми воспоминаниями, вызывающими неприятные ощущения. Чувство обиды на жизнь, стыда за своих неблагополучных родителей, стыда за своё прошлое. Поэтому они могут начать как бы заполнять своё прошлое выдуманными образами и вымышленными событиями, пытаясь переконструировать негативные события своей прошлой жизни и оправдать их. Постепенно в свои фантазии приёмный ребенок может пытаться вовлечь своих новых родителей, например: «Давай скажем, что ты меня родила. Потом маленькую потеряла. Я попала в детский дом. А потом ты меня нашла».
В подобных случаях самым оптимальным будет спокойно выслушать ребёнка, а затем мягко вернуть его в реальность, например: «Я хорошо понимаю тебя, понимаю, что ты сейчас фантазируешь. Но другие люди могут подумать, что ты их обманываешь. давай лучше вспомним как мы с тобой вместе отдыхали на море, посмотрим фотографии или помечтаем о том, где мы будем отдыхать следующим летом». Постепенно у ребёнка будут появляться новые приятные воспоминания о жизни в приёмной семье, которые будут вытеснять негативные воспоминания. Ребёнок начнёт забывать свои прошлые фантазии. А приёмные родители должны почаще вызывать позитивные впечатления и положительные фантазии на основе совместного планирования предстоящей деятельности.
Продолжение в следующей статье.
Педагог-психолог ГОУ Центр «Семья»
Дарья Николаевна Резникова
© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»