Публикации

Статья написана на основе материалов из книги Г.Н. Соломатиной "Приёмные дети: как справляться с проблемами адаптации и воспитания в замещающей семье", М.: Гуманитарный изд. центр "Владос", 2013 г. 

Особенности восприятия и внимания приёмных детей

Присущие человеку психические процессы позволяют ему воспринимать окружающий мир и обрабатывать поступающую информацию сознанием, помогая при этом всесторонне развиваться. Ребёнок с первых дней жизни очень нуждается в новых впечатлениях. Он активно познаёт окружающий мир. В раннем возрасте у ребёнка закладывается стремление к познанию нового. Если ребёнок не получает самые разнообразные впечатления из-за отсутствия или недостатка развивающих игрушек, внимательного отношения взрослых к развитию его познавательных способностей, то не создаются условия для полноценного развития ребёнка. Чем дольше ребёнок прожил в неблагоприятных условиях, тем меньше у него возможностей для полноценного развития. Потом ему будет сложно понять закономерности окружающего предметного и социального мира. Попадая в детский дом, ребёнок начинает активно познавать окружающий мир. Но этот мир оказывается достаточно ограниченным в силу закрытости сиротского учреждения.
Приёмным родителям обязательно необходимо знать особенности психического развития приёмного ребёнка для того, чтобы лучше понимать поведение и поступки ребёнка и уметь конструктивно реагировать на них. В данной статье мы рассмотрим особенности восприятии и памяти приёмных детей:
Особенности восприятия приёмного ребёнка: восприятие обеспечивает отражение необходимых для человека характеристик  окружающих предметов (форма, цвет, удаленность, скорость перемещения, расстояния между предметами и т.п.). человек с помощью восприятия получает представление о свойствах окружающего мира.
Дети детского дома хорошо различают только единичные признаки предметов, например форму и цвет. Однако им трудно описать предмет по нескольким признакам. Наибольшие трудности вызывают у них задания на подбор предметов сразу по нескольким признакам: по цвету и форме; по цвету, форме и размеру.
Дети-сироты также с трудом воспринимают предметы, изображённые в перспективе, не могут определить, какой предмет на рисунке расположен ближе, а какой дальше. Достаточно долго, вплоть до подросткового возраста, они рисуют плоские предметы, не передавая их объёмность.
Большие трудности дети-сироты испытывают в понимании временных отношений. Гораздо позже своих сверстников, воспитывающихся в семьях, они начинают понимать, что такое время.
При восприятии явлений окружающей социальной жизни приёмные дети, имеющие негативный социальный опыт, очень часто обращают внимание на неприятные картины окружающей жизни, например они могут подолгу наблюдать за поведением бомжей, чем шокируют своих приёмных родителей. В этих случаях приёмным родителям не следует проявлять раздражение, просто надо рассказать о тяжёлой жизни этой категории людей, о том, как надо быть внимательным в жизни, принимать все нормы поведения в обществе, хорошо учиться, чтобы самому избежать подобной участи. После чего желательно переключить внимание ребёнка на какой-нибудь приятный для восприятия объект, например, на играющих малышей, на птиц на дереве, на цветущую ветку и т.д.
Особенности внимания приёмных детей: каждый день мы получаем много новых впечатлений. Вокруг нас расположено очень много объектов окружающего мира (машины, дома, цветы). Внимание сосредотачивает человека на небольшом количестве объектов окружающего мира. Например, из множества деревьев и кустов он обращает своё внимание только на цветущие розы; из большого количества людей, проходящих мимо, он фиксирует свой взгляд только на отдельных лицах.
Концентрация внимания у детей, выросших в детском доме, проявляются в её нарушении. Они не способны долгое время сосредотачивать своё внимание на какой-либо деятельности, при выполнении заданий или во время игр. Это приводит к тому, что ребёнок часто выглядит несобранным. Он не может самостоятельно довести начатое дело до конца, часто отвлекается, переключаясь с одного занятия на другое. Даже в игре с другими детьми такой ребёнок не может сосредоточить своё внимание на правилах игры, на её сюжете, чем раздражает сверстников.
Больше всего дефицит внимания проявляется в новой для ребёнка ситуации, когда ему необходимо действовать без посторонней помощи. Когда взрослый обращается к такому ребёнку, часто создаётся впечатление, что тот не слышит его слова.
Особые трудности у приёмного ребёнка вызывает учёба в школе. Он часами может сидеть над домашними заданиями, не выполняя их. При этом его внимание переключается на разные предметы, стоящие в комнате. В школе учителя жалуются, что ребёнок постоянно не собран, всё время что-то роняет, задевает одноклассников. Создаётся впечатление, что он не слышит объяснений учителей.
Но есть и счастливые моменты. Если какая-то деятельность заинтересовала ребёнка, он может заниматься ею достаточно продолжительное время.
Таким образом, ребёнок из детского учреждения имеет свои особенности, которые влияют на его поведение, поступки и которые родителям необходимо учитывать при общении с ним.
Если же вы чувствуете, что не можете самостоятельно справиться с «непонятным» поведением, или ваши силы на пределе, специалисты ГОУ Центр «Семья» окажут квалифицированную помощь в решении психолого-педагогических вопросов. Наш адрес г. Чита, ул. Ленина 27-а. Приём осуществляется по предварительной записи по телефону 8 (30-22)41-11-91.
Педагог-психолог Резникова Д.Н.
 
© Государственное образовательное учреждение для детей нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования "Семья"»