Публикации

 Причины отказа подростка учиться

Подросток отказывается учиться. С данной проблемой сталкивается большое количество семей. И здесь возникает вопрос: «бороться методом кнута и пряника, заставлять сидеть над учебниками, контролировать процесс — или пустить все на самотек?»
Родители, как правило, уверены, что если бы он вот прямо сейчас «захотел», «взялся», «не ленился» и т. д., то все с учебой было бы нормально или даже очень хорошо. То есть получается, что ребенку надо просто что-то такое сказать или объяснить (ничего снаружи не меняя) и он — р-раз! — и захочет учиться!
Здесь рекомендовали бы задуматься и задать себе вопрос: «а правильно ли мы воспитываем свое чадо? Нет ли факторов в семье побуждающих такое поведение?» Т.к. причиной отказа могут быть искажения в семейных взаимоотношениях, в воспитании (об этом чуть позже).
Подросток хочет учиться!
Частой и основной причиной в данной проблеме выступает ведущая деятельность подросткового возраста – межличностное общение со сверстниками. Подросток впитывает в себя информацию как губка, он учится и растет – но только не по тем предметам, что проходят в школе. Тем не менее, сейчас он постигает две чрезвычайно важные науки, пожалуй, главные для человека: он учится понимать себя и понимать других. Это главная задача подросткового периода, и если мама с папой не готовы ее признать – дело плохо. Потому что против природы, как известно, не пойдешь, а природа устроила все так, что именно сейчас человек узнает себя как личность и осваивает способы жизни в коллективе. Как вести себя в разных ситуациях, как реагировать на разных людей, как вызывать к себе симпатию, как выходить из конфликтных ситуаций и строить свою самооценку. Сравните масштаб: психологический фундамент всей взрослой жизни – и три параграфа по истории...
Обычно  в этом месте родители возражают: три параграфа по истории сложатся в профессиональное будущее ребенка. Без сегодняшних параграфов не поймешь  завтрашние, пропустишь послезавтрашние  – и прощай, ЕГЭ, а заодно и поступление в хороший ВУЗ и блестящие карьерные перспективы. На это возражение есть только один аргумент: представьте себе дом без основания. Сможете ли вы в нем жить? Школьные знания могут быть самым прекрасным образом выучены и систематизированы, однако, не освоенные вовремя уроки общения и самореализации попросту не дадут этим знаниям работать. Основы успешной коммуникации, уверенность в себе – вот что должно быть самым ценным результатом этого сложного периода, средней школы.  
В чем же может быть еще причина?  
Важно понимать, что вот эта общая, «генеральная»  причина, по которой у большинства  детей «проседает» средняя школа, может быть не единственной. Ребенок в любом случае воспринимает этот период как тяжелый подъем в гору, но протекать он будет гораздо тяжелее, если есть отягчающие обстоятельства.
Интерес к обучению может пропасть в связи с негармоничным воспитанием и сложными взаимоотношениями в семье. Исключительный случай, когда в атмосфере скандала и нелюбви ребенок учится нормально. В основном самые тяжелые  трудности переходного периода  связаны с тем, что семьи у подростка фактически нет. Нет дружбы, понимания, доверия — в таких условиях у кого угодно пропадет познавательный интерес. Иногда родители уверены, что никакой связи между их небольшими ссорами и тройками сына нет. Проверить это можно только наладив взаимоотношения между собой.
Другой полюс данного обстоятельства, чрезмерная забота. Ребенок имеет минимальное количество обязанностей или не имеет их вообще, не несет ответственности за совершаемые действия. А родители в свою очередь удовлетворяют все прихоти ребенка вне зависимости от его проступков, самостоятельно разрешают проблемы ребенка. В такой ситуации подросток быстро делает вывод о том, что учиться и не обязательно, так как все что ему нужно для существования есть, усилий для достижения целей он может не прикладывать, а родители это та отправная станция которая должна обеспечить всецело его благополучие.
Требования к ребенку - неотъемлемая часть воспитательного процесса. Они выступают, во-первых, в виде обязанностей ребенка (все те задания, которые он выполняет, - учеба, уход за собой, участие в организации быта и т.д.). Во-вторых, это требования-запреты, устанавливающие, чего ребенок не должен делать. А не выполненные требования ребенком могут повлечь применение санкций со стороны родителей – от мягкого осуждения до сурового наказания в виде лишения ребенка значимых для него удовольствий, не касаемо важных жизненных потребностей (еда, сон, безопасность).
Сильная перегрузка. Сейчас это повсеместная причина отвращения к учебе. В начальной школе ребенок послушно идет за амбициями папы и мамы, позволяя нагружать себя дополнительными занятиями до предела и даже не задумываясь над этим. А в средней школе усталость накапливается, и главное – появляются силы и смелость сопротивляться родителям. Совет один: помните о здравом смысле и соотносите свои амбиции и силы ребенка. У него должно быть время просто побегать, поиграть, поваляться на диване, подумать. Выполнение домашних заданий до часа ночи не имеет никакого смысла, кроме формального.
Еще одна причина — разочарование  в учителях. Опять же, к этому  возрасту ребенок уже видит  нас, взрослых, во всей нашей неприглядной красе. Человек 12-13 лет уже не способен чувствовать авторитет учителя только по причине его профессиональной принадлежности. Если какие-то предметы в вашем классе дают занудно — приготовьтесь к тому, что именно эти предметы будут у ребенка нелюбимыми. Да и общий стиль подачи информации в наших школах по большей части оставляет желать лучшего. Скучно – не то слово. Скучно, это когда один-два-три-десять занудных уроков. А теперь представьте несколько лет в такой атмосфере – хочется учиться?
Выход – заинтересуйте этим предметом сами, покупайте дополнительную литературу, организуйте экскурсии в тематические места — все в ваших руках. На вашей стороне интерес ребенка к практической деятельности — сейчас для него это как воздух. Не сидеть, слушать, записывать и воспроизводить, а двигаться, искать, производить самому что-то интересное.
 
В любом случае, если оценки ребенка, что называется, «на ровном месте» сильно ухудшились, необходимо разобраться  в причинах. Лучше всего это  делать с психологом — в первые разы даже присутствие вашего подростка может не понадобиться. 
 
© Государственное учреждение "Забайкальский краевой центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Семья"