Период социально-экономических реформ в жизни нашей страны способствовал расслоению общества, обнищанию класса интеллигенции, усилению антагонизма между поколениями, кризису образования и культуры, отсутствию единой государственной молодежной политики.
Крушение прежней идеологии, падение духовности, отсутствие нравственной жизненной цели привело к сложностям мироощущения в подростковой и молодежной среде. Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения препятствуют развитию личностных, волевых качеств ребенка, а отсутствие должного внимания со стороны взрослых приводит к асоциальному поведению. Как следствие этого, происходит изменение системы ценностей и критериев социальной справедливости, нарушение системы адаптации подростков и молодежи в обществе.
Детско-подростковая среда является объектом профилактических мероприятий, направленных на предотвращение употребления психоактивных веществ и на сохранение здоровья в целом. Дети и подростки в современной России находятся в очень сложной ситуации, так как происходит переформирование ценностей, развиваются новые формы поведения и взаимодействия людей. Современная ситуация развития привела к тому, что подросткам необходимо самостоятельно принимать ответственность за свое будущее. Но в связи с интенсивной, непрерывностью средовых воздействий многие оказываются неготовыми к эмоциональному перенапряжению, стрессу. В связи с этим и возникают многие формы саморазрушающего поведения, такого как алкоголизм, наркомания.
Кроме того, еще одной серьезной проблемой в России является высокая детской смертность по причине самоубийств. Начиная с 2003 года наша страна стала лидером по числу самоубийств среди несовершеннолетних. По данным статистики по Забайкальскому краю, в
Профилактическое направление деятельности на краевом уровне осуществляется ГУ «Центром «Семья» с 2006 года. Начиная с этого периода деятельность Центра заключалась в развитии краевой системы первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами детьми и молодежью в образовательном пространстве Забайкальского края. С декабря 2014 года на Центр возложены также функции по развитию системы профилактики суицидального поведения учащихся.
Первичная профилактическая работа с детьми включает следующую деятельность:
– формирование знаний, отношений и установок через просветительскую деятельность;
– выработка психологических умений и жизненных навыков;
- мониторинговые исследования;
–индивидуальное консультирование, направление к специалистам, индивидуальная коррекция и психолого-педагогическое сопровождение;
- волонтерская деятельность.
Основа первичного стандарта - позитивная профилактика, целью которой является воспитание личностно-развитого, способного справляться с собственными психологическими затруднениями и жизненными проблемами человека.
Отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что в плане профилактики злоупотребления психоактивными веществами наиболее предпочтительными являются программы, направленные на предупреждение начала употребления психоактивных веществ.
Рассматривая узконаправленную деятельность профилактики аддиктивного и суицидального поведения специалисты Центра опираются на нижеперечисленные концепции и модели.
Профилактическая деятельность ГУ «Центра «Семья» в области профилактики употребления алкоголя и наркотиков опирается на модель ситуации риска наркотизации подростков, разработанную Сиротой Н.А. В работе по профилактике суицида ГУ «Центр «Семья» опирается на «Типовую модельпсихолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на профилактику суицидального поведения обучающихся, включающего общественно-профессиональное обсуждение» (Госконтракт с Минобрнауки России № 08.N11.11.0049 от 13.11.2012), разработанную ФГБНУ «Центр исследования проблем воспитания, формирования здорового образа жизни, профилактики наркомании, социально-педагогической поддержки детей и молодежи». Поэтому основной целью работы ГУ «Центра «Семья» является формирование у детей и молодежи представлений о духовно-нравственных ценностях, о здоровом образе жизни, формирование морально-этических барьеров начала употребления ПАВ, развитие стрессоустойчивости личности, развитие ассертивности, информационно-психологическая безопасность.
В своей деятельности специалисты ГУ Центр «Семья» активно взаимодействуют на межведомственном уровне с ГУЗ «Краевой центр медицинской профилактики», ГУЗ «Краевой кожно-венерологический диспансер», ГУЗ «Краевой центр планирования семьи и репродукции», ГУЗ "Краевой центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями", ГУЗ «Краевой наркологический диспансер», клиники, дружественные к молодежи, Забайкальский краевой психоневрологический диспансер.
Взаимодействие на профессиональном уровне и в целом в системе образования осуществляется посредством оказания специалистами отдела профилактики консультативной и методической помощи специалистам, которые функционально связаны с различными аспектами профилактики. Также осуществляется координация различных профилактических мероприятий в русле Концепции.
Вся деятельность отдела профилактики ГУ Центра «Семья» выстраивается дифференцированно. Методы профилактической деятельности, инструментарий подбирается с учетом возрастных особенностей детей, степени вовлеченности в наркогенную ситуацию, оценки летальности, особенностей индивидуальной ситуации развития детей. Активно используются интерактивные методы.