Поощрять или наказывать?
Воспитание ребенка дошкольного возраста складывается не только из положительных аспектов взаимоотношений (одобрение, похвала, поощрение), но и отрицательных (порицание, запрет, наказание). Наказания и поощрения являются своеобразными рычагами воспитательного процесса. Наказывать или не наказывать ребенка? Как наказывать? Как поощрять?
Психологический смысл наказания состоит в том, чтобы ребенок понял, осознал, раскаялся, исправился и больше так не делал. И наказание, поскольку после него полагается поощрение провинившегося ребенка, способствует снятию напряжения, которое возникает в результате проступка. Наказывая ребенка, очень важно понимать, какие чувства он при этом испытывает. Именно чувства наказываемого ребенка могут дать нам ответ: достигло используемое нами наказание своей цели или нет.
Психологический смысл поощрения состоит в том, чтобы ребенок закрепил хорошее поведение, отношение, и в дальнейшем делал, выполнял, поступал так же правильно и хорошо, как и сейчас. Многочисленные психологические исследования, проведенные с детьми разного возраста, показали, что чем меньше вознаграждение, тем сильнее изменения.
Как наказывать и поощрять детей дошкольного возраста?
Физические наказания, несмотря на тот вред, который они приносят, весьма эффективны. Но вся беда в том, что только на время и только пока страх господствует над ребенком, пока малыш боится. Очень часто родители теряют рычаги управления в тот момент, когда ребенок перестает бояться.
Крик взрослого, направленный на маленького ребенка, не является безобидным сотрясанием воздуха – это, по сути, битье ребенка словами. Но не только крик, а даже неосторожно сказанное слово может травмировать ребенка дошкольного возраста.
Положительное подкрепление своей деятельности со стороны взрослых необходимо детям дошкольного возраста для полноценного развития личности. В дошкольном возрасте отношение взрослого приобретает для ребенка особую важность. Ему нужно, чтобы взрослый не просто заметил, но обязательно похвалил его действия.
Как нельзя наказывать детей дошкольного возраста
Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного возраста чрезвычайно трудно, для этого ему может потребоваться напряжение всех его психических сил.
Говорить: «Я тебя больше не люблю» и т.п. Лишение любви – это самое сильное наказание, конечно, при условии, если эта любовь к ребенку со стороны взрослых действительно имеется. Это наказание опасно применять к детям дошкольного возраста, поскольку оно подрывает ту основу основ, от которой зависит жизнь маленького ребенка.
Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроме страха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что я бью ребенка для его же блага, бесполезно – вреда здесь больше: вы не только научили бояться наказания, но и преподали ребенку урок жестокости.
Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается ребенком дошкольного возраста как словесное битье.
Чрезмерно, не соблюдая правила о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний (акцентирование хорошего в поведении ребенка путем поощрений тем самым закрепляет его).
Длительно по времени и спустя такое количество времени, которое несоразмерно возрасту ребенка (чем меньше ребенок, тем ближе наказание должно быть к проступку).
Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым закрепляя плохое поведение ребенка.
Как нужно поощрять детей дошкольного возраста
Так, чтобы, оценивая соотношение поощрений и наказаний, мы были уверены в том, что поощрений в количественном отношении больше. Это необходимо для положительного фона воспитательного процесса.
Использовать минимальные вознаграждения, поскольку они оставляют место для тех ощущений радости, которые сопровождают успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения ребенка, необходимо понимать, что подарок – это лишь символ успеха или достижения.
Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.
Давать особо почетные поручения, когда ребенку доверяется, поручается нечто большее, чем обычно.
Поощрять не только за результат, ног и за попытку ребенком достигнуть результата, за старание сделать хорошо, помочь и т.д.
Источник информации: Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. – СПб.: КАРО, 2009. – 160 с.