ПОГОВОРИМ О МОТИВАЦИИ. ПОЧЕМУ РЕБЕНОК НЕ УЧИТСЯ?

Часто родители обращаются к психологу по поводу низкой мотивации к обучению. Психолог, к сожалению, не сможет взмахнуть волшебной психологической палочкой или волшебным мотивирующим ремнем и сделать из ребенка "учебного паиньку". Психолог не сможет внушить ребенку, что неинтересное - интересно, страшное - нестрашно, то, что болит - безболезненно.

Он может пристально и не очень смотреть на всю семью и задавать неудобные вопросы - и помочь понять - отчего мотивация не сформировалась или куда делась. И вопросы, и ответы на них могут вызвать удивление, сопротивление, злость, недоверие, осознание - не у ребенка - у родителей. И это осознание - если происходит - само по себе терапевтично.

Родители могут сказать - есть же слово "Надо".

Плохая новость. С этим поколением это слово не работает. Современные дети часто задают вопрос: "Зачем?" И они сфокусированы на том, в чем видят смысл. Если мы не можем его "показать", они ищут что-то для себя "осмысленное", а еще чаще - связанное с удовольствием (да, часто это, к сожалению, игра). 

Слова "надо", "должен", "сделаю" говорят о развитии части мозга, отвечающей за контроль над импульсами. У современных детей именно эта часть мозга "включается" позже. А в подростковом возрасте иногда выпадает из активности.

Хорошая новость: эти самые части мозга вместе с этими самыми словами активизируются, когда у нас есть расписание дня, режим дня, когда есть планирование, когда у ребенка есть постоянная небольшая значимая ответственность, когда есть "ритуальные" действия - ритуалы семьи, когда в семье поощряются вопросы - и поиски ответов, когда вся семья каждый день узнает что-то новое, когда есть должная физическая активность. А еще, когда ценности родителей совпадают с их действиями в мире. Когда нет "двойных посланий". 

Примем версию, что у любого здорового организма, который ощущает безопасность, должно быть стремление к развитию, должна быть естественная мотивация: развиваться - расти - жить. Если эта мотивация пропадает или снижается, "Организму" - нашему ребенку, возможно:

1. Небезопасно.

- Когда ребенку страшно, он перестает воспринимать новую информацию. Если человек находится в хроническом стрессе или травматизации, страдает его долговременная память. Многим детям с дефицитом цинка (он воздействует на гиппокамп - часть мозга, хранящую важную информацию) действительно сложно запоминать стихи и формулы.

- Ребенок может бояться конкретного учителя.

- Ребенок упустил азы, предыдущий материал и боится проявить неуспешность.

- Ребенок может бояться совершить ошибку - школа заточена на поиск ошибок, а не на подчеркивание успехов. Наша задача научить ребенка тому, что ошибаться можно. И наша задача замечать успехи и приложенные усилия ребенка.

- Ребенок может бояться конкретных одноклассников, которые его дразнят.

- Ребенок может бояться идти в туалет в школе. Ему легче саботировать школу, чем признаться в этом. 

2. Устал. 

Посмотрите на бледных, сутулых, с синяками под глазами детей. Если вы верите в витамины - давайте. Если есть возможность, пусть отсыпаются и выгуливаются. 

3. Органические причины - дислексия, СДВГ, разновидности ММД - все это считается "диагнозами".

Важно, чтобы родители понимали, в чем проявляется особенность поведения и восприятия ребенка и искали способы коррекции. Таких детей настолько много, что это уже может считаться вариантом нормы (для примера, посмотрите фильм "Звездочки на земле"). 

4. Ребенок сопротивляется:

- школьной системе (с жесткими правилами и авторитарностью),

- авторитарному учителю, который не вызывает уважения,

- "мстит" школе, за то, что у него нет свободного времени, времени на себя.

В подростковом возрасте, в периоде обесценивания, временно может обесценивать то, что было значимо. 

Сопротивляется родителям: 

- если родители сфокусированы на "внешней" успешности, 

- родительскому давлению, несправедливости, мстит за обиды и боль - доступным для него способом,

- сопротивляется родителям, самооценка которых зависит от успешности ребенка,

- родителям, которые сами перестали развиваться, 

- сопротивляется родительскому перфекционизму.

5. Внутренние причины:

- разочаровался в том, что может быть "успешным", 

- не верит в себя,

- нашел способ привлечения внимания неуспешностью,

- не видит смысла в том, что делает,

- ребенок интровертного типа, которому сложно адаптироваться к группе,

- последствия травматизации,

- таким способом может проявляться ревность к старшему-младшему брату-сестре.

 

Правда, очевидно, что слова учителя: поговорите с ним, надавите на него, взывайте к ответственности - бесполезны?

Запрос родителя к психологу - усильте его мотивацию - некорректен и тоже бесполезен. Говорить и трансформировать, как правило, нужно что-то во всей семейной системе. Причем, безотносительно успешности в учебе. 

Когда родители говорят искренне, из любви и заботы - я волнуюсь о том, кем он будет - я говорю: "Дети не будут - они уже Есть". К сожалению, они часто чувствуют себя принятыми и любимыми, и значимыми, когда демонстрируют успешность. Они так перегружены нашими ожиданиями, что часто уже не знают, чего сами хотят...

Напоследок поделюсь клиентской историей (с разрешения клиента). Родители - мотивационные спикеры. Сами ведут мотивационные семинары, заточенные на выращивание успешных людей. Их сын, 13-летний парень (ощущение было, что он старше меня), сказал: "В моей семье разговоры только об успешности, об известности, о лидерстве. Родители мне много раз говорили, что хотят мной гордиться. И я все годы старался, чтоб мной гордились. До 7 класса я был отличником. Потом вдруг ночью подумал, а что будет, если им не будет, чем гордиться. Они что - перестанут меня любить? Выгонят из дома? Я не могу жить, все время оправдывая чьи-то ожидания - родителей, учителей, незнакомых людей, которым мои родители обо мне на своих семинарах рассказывают. Получается, что у меня нет свободы. Я хочу понять, чего хочу я..."

Школа - только часть жизни. А наши дети - не будут. Наши дети уже есть.


Светлана Ройз, 
https://econet.ru/articles/115777-nepopulyarno-o-moti..